Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО

Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, Анна Хоменко

Знания многих из нас об истории родного города ограничиваются датой основания и легендами о названии города. В последние годы в Кривом Роге активно развивается туризм. Экскурсионные маршруты, разработанные местными краеведами, предусматривают и ознакомление с исторической информацией. Некоторые маршруты удовлетворяют познавательный интерес о живой природе и её обитателях. Так приобщаясь к активному познавательному отдыху, мы всё больше узнаём о том, что нас окружает а также о том, чего ни мы ни наши потомки уже не увидят.

Для тех из наших читателей, кто хочет побольше узнать об истории Кривого Рога, его развитии, архитектуре, памятниках, сайт 0564.ua начинает спецпроект "История Кривого Рога - вокруг нас и в памяти".

Наши публикации подготовлены на основе материалов и информации, предоставленных нам Криворожским историко-краеведческим музеем (директор - Ирина Зиновьева) и его сотрудниками.  Также вы сможете увидеть архивные фото и фотографии, сделанные корреспондентом сайта 0564.ua уже в наши дни.

Сегодня мы расскажем нашим читателям о наиболее известных мостах, которые в разное время появились в нашем городе.

Мост влюблённых

Мост в парке им. Федора Мершавцева, который находится у Лодочной станции, построен по проекту ученика академика Патона - ведущего специалиста института «Кривбасспроект», преподавателя Ивана Пилинского (16.02.1890 - 16.07.1963). Правда, мост построен уже после его смерти, на рубеже 1960-1970-х годов.

Этот объект удачно вписывается в природно-архитектурный ансамбль парка.

В Кривом Роге его называют "Свадебный мост" или "Мост влюблённых", поскольку молодожёны  в день бракосочетания цепляют на конструкции ограждения моста навесные замки, выбрасывая ключи в воду. 

Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-1 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-2 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-3 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-4

Пешеходный мост в парк имени Ю. Гагарина

Парк, расположенный за городским драмтеатром, носит имя Юрия Гагарина с июля 1961 года. Основанный в мае 1953-го, ранее он назывался Пионерским. На тот момент были проложены пешеходные дорожки, разбиты клумбы, планировалось возведение Дворца пионеров.

В 1965 году по чертежам "Кривбасспроекта" был построен пешеходный мост общей длиной 39,80 м, шириной пешеходной части 3,61 м и 3,6 м высотой от уровня воды.

Мост трехпролётный. 

В 2012 году была выполнена реконструкция моста, но с сохранением его первоначального вида. В частности, был проведен комплекс работ по укреплению береговых устоев, замены асфальтового покрытия и системы освещения, сооружены пандусы для людей с ограниченными возможностями. 

Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-5 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-6

Подвесной мост на Гданцевку

Чтобы добраться на работу, до 40-х годов минувшего столетия с улицы Первомайской до жилмассива Гданцевка криворожане переправлялись на лодках. Переправку горожан обеспечивала артель перевозчиков. А уже в конце 40-х годов. соединить правый и левый берега реки Ингулец решили пешеходным подвесным мостом. Заказчиком объекта выступил завод горного оборудования «Коммунист», а проектировщиком - всё тот же "Кривбасспроект". Непосредственную работу по расчетам и проектированию выполнял Иван Пилинський, на счету которого на тот момент уже были проекты небольших мостов через Ингул и Саксагань.

Решение в пользу того, что мост должен стать подвесным вантовым (легким и одновременно прочным), было принято с учётом весенних наводнений и желания уберечь сооружение от сноса льдом и талыми водами.  Как отмечается в материалах музей, ширина русла в месте сооружения составляла 65,5 м, глубина (с учетом весеннего паводка) - 6,65 м.

Проект был разработан в апреле 1950 года, а в 1951 мост был построен и введен в эксплуатацию. Мост был построен в стиле советской неоклассики, с элементами декора. При входе были размещены чугунные тумбы, украшенные изысканными металлическими вазами 

Новый мост представлял собой линейное трехпролетное сооружение общей длиной 80 м и шириной 3,25 м.  Береговые устои и промежуточные опоры выполнены из бутобетона (смесь бетона с кусками твердых горных пород). Данные конструкции размещены на дубовых сваях диаметром 22 см, длиной 6 м.

Пролетные конструкции пешеходной части моста - металлические прокатные балки, которые поддерживаются вантами и вертикальными гибкими тяжами. Ванты состоят из двух пар гибких канатов (тросов), опирающихся на промежуточные монолитные железобетонные арки. С помощью анкеров канаты закреплены на береговых устоях.

Отмечается, что этот мост выстоял во время наводнения 1978 года, когда уровень воды в Ингульце достигал несущих металлических пролетных конструкций.

В конце 1980-х годов было принято решение о реконструкции моста, но эти замыслы не воплотили в жизнь. Активные реставрационные работы возобновились в начале 2000-х годов. В 2003 году на реконструкцию с сохранением первоначального вида из городского бюджета было выделено 500 тысяч гривен. 

Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-7 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-8 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-9

Первый железнодорожный мост в Кривом Роге

Железнодорожный мост, обслуживающий перегон между станциями "Кривой Рог" - "Кривой Рог - Западный" был восстановлен для движения поездов в 1963 году на фундаменте опор железнодорожного моста, построенного ещё в конце 19 века по проекту профессора, академика, инженера Николая Белелюбского. К уже имеющимся опорам на правом берегу Ингула была установлена ​​пятая, дополнительная, опора 

Мост Белелюбского через реку Ингулец, возле Гданцевского чугунолитейного завода, стал первым большим железнодорожным мостом на Криворожье. Его построили в течение 1882 - 1884 годов во время строительства Екатерининской железной дороги. Строительство объекта обошлось в 900 тысяч рублей.

Длина моста Белелюбского, состоящего из 5 пролётов, была 309 м, а высота над зеркалом воды - 49,4 м. Во время Второй мировой войны мост был взорван, поэтому его первоначальный вид не сохранился.

Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-10 Свадебный, пешеходный, железнодорожный, - история создания криворожских мостов, - ФОТО, фото-11

Читайте также: Любовь с инкрустацией: какие замочки оставляют криворожане на "свадебном" мосту у Лодочной станции, - ФОТО, ВИДЕО.

Постер - вид с Гданцевского моста на Лодочную станцию

Жми кнопку "Нравится" и получай новости первым на Facebook
кривойРог новости 0564ua история мосты
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии