Национальный банк Украины разработал и предлагает к обсуждению новые требования к договорам между банками и их клиентами, которые должны обеспечить надлежащее раскрытие информации об услугах.
Как сообщает пресс-служба регулятора, главная цель новых требований - потребитель должен четко осознавать содержание договора, свои права и обязательства по ним. Соответственно договор должен содержать полную и понятную информацию об основных характеристиках, порядке внесения изменений в тарифы, перечне дополнительных услуг, правах клиента и обязательствах, а также последствиях невыполнения условий договора.
Отмечается, что обсуждение требований продлится с 17 августа 2020 до 20 сентября 2020 года. Свои предложения можно присылать по электронной почте на адрес: [email protected]
Отмечается, что обращение граждан в Национальный банк свидетельствуют о том, что есть несколько основных проблем в договорах между банками и клиентами:
- замалчивание прав клиента, например, возможности отсрочки платежа, отказа от услуги, возможности расторжения договора, внесение изменений в него;
- нераскрытие должным образом последствий невыполнения условий договора;
- определение финансовыми учреждениями по своему усмотрению, какую информацию об услуге предоставлять, а какую замалчивать.
Новые требования Национального банка имеют целью исправить такие проблемы. Договоры о предоставлении финансовых услуг, включая договоры присоединения, также должны будут содержать унифицированное описание услуг для их лучшего понимания потребителями.
Договор об открытии депозита должен будет дополнительно содержать информацию о: виде вклада, сроке хранения, дате возврата средств, праве продлить срок вклада, размере предложенных процентов, порядке их выплаты и другую информацию.
Договор о потребительском кредите должен содержать перечень условий, при которых возможно изменение процентной ставки или других платежей, а также информацию о расходах на дополнительные услуги со ссылкой на все тарифы и комиссии, подлежащие уплате.
Также Национальный банк определил перечень недобросовестных условий, которыезапретят включать в договоры.
В частности, регулятор предлагает запретить включать в договоры положения, которые:
- ограничивают возможность клиента подать жалобу по выполнению условий договора банком;
- дают возможность банку изменять условия услуги и тарифы без предварительного уведомления согласованным сторонами каналами коммуникаций;
- дают право банку требовать от клиента оплаты за еще не оказанные услуги;
- дают право банку требовать досрочный возврат кредита без определения в договоре предупреждения клиента о таком требовании.
Подробно с предложенными требованиями к договорам можно ознакомиться в проекте Положения о дополнительных требованиях к договорам о предоставлении финансовых услуг.