• Головна
  • Криворожанка, пережившая крушение судна, провела 3 часа в воде без спасательного жилета, но с молитвой и...телефоном, - ФОТО
15:16, 20 лютого 2019 р.

Криворожанка, пережившая крушение судна, провела 3 часа в воде без спасательного жилета, но с молитвой и...телефоном, - ФОТО

Криворожанка, пережившая крушение судна, провела 3 часа в воде без спасательного жилета, но с молитвой и...телефоном, - ФОТО

Больше месяца прошло со дня крушения у берегов Турции грузового судна VOLGO-BALT 214, перевозившего уголь из порта Азов (Российская Федерация) в порт Самсун (Турция). Это произошло 7 января. На судне находилось 13 членов экипажа, 6 из которых погибли. В числе спасенных – единственная женщина - криворожанка Татьяна Будко, работавшая на судне коком.

В интервью корреспонденту 0564 Татьяна рассказала о том, как решилась стать коком, что пришлось пережить 7 января и пойдет ли снова в море.

- Татьяна, как Вы попали в морфлот? Как давно ходите в море?

- Сестра моя всю жизнь в морфлоте. Она начинала трудовую деятельность еще в советском пароходстве, работала на больших судах – «Тарас Шевченко», «Максим Горький». Т.е. она всю жизнь на кораблях. Мое же решение пойти в море было связано со сложной ситуацией в Украине. Хотелось немного заработать, потому что в этом году сын у меня выпускник, будет поступать. Мне показалось, что тех денег, которые я здесь зарабатываю, будет недостаточно для того, чтобы определить его будущее.

Так я подалась в коки. Проработала всего лишь год. У компании, в которой я работаю, есть семь судов, поэтому можно попасть на любое из них – это работа по контракту. В этот раз попала на судно VOLGO-BALT 214.

-  Как происходил процесс смены профессии на такую специфическую? Где Вы раньше работали? Проходили ли какую-то подготовку?

- Я закончила Днепропетровскую металлургическую академию, 11 лет работала в учебной части заочного отделения на нашем Металлургическом факультете.

А потом воспользовалась подкинутой сестрой идеей,  получила соответствующие сертификаты, паспорт моряка. Занятия проводились с нами непосредственно на судах уже - тренировались в одевании термокостюмов и спасательных жилетов, проверялись лодки и т.д.

- Как сообщала в день крушения судна пресс-служба Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Украины (далее – Министерство), по данным мониторинговых систем для судов VOLGO-BALT типа "река-море" аварии при штормах являются предсказуемыми. Вы знали, что рискуете? Была ли у вас информация о техническом состоянии судна?

- Мне, как коку, конечно же никто не докладывает о состоянии судна. Хотя о нем можно судить по внешнему виду, оно 1978 года. Но по прошлому контракту я шла в море на таком же судне и у нас не было никаких проблем,  мы нигде не стояли, нигде ни  разу не ломались, поэтому смело пошла в эту же компанию. Зная, что суда старые, такого исхода предположить не могла. Да и ничего не предвещало несчастья, собственно говоря. Нам дали ледовый класс, а значит, мы могли работать зимой. Вероятно, был соответствующий техосмотр. Не попади мы в такой шторм, все было бы нормально.

-  Какой силы был шторм?

- Сколько баллов, я не знаю, но когда мы уже были в воде, волны были метров по четыре. А такие суда, как наши, даже новые, не предназначены для работы в таких условиях, для них двухметровые волны – это максимум. Это теперь я почитала уже информацию о судах такого класса – они должны ходить вдоль берега, от берега максимум 20 миль.  А мы шли далеко от берега.

- В информации Министерства говорилось, что российский порт «Азов» в Ростовской области часто используется для незаконного вывоза угля из части оккупированного Донбасса к портам Турции и других стран. Вы знали происхождение груза?

- Нет, никто нам об этом ничего не говорил. Думаю, что никто из команды этого не знает, включая капитана. Мы – перевозчики. Пришли – куча лежит, нам ее краном загрузили, мы закрыли трюма и пошли. Это как в трамвае - водитель трамвая не спрашивает же у пассажиров, откуда они едут и что везут? Наше дело – грузовые перевозки. Об информированности руководства, конечно, поручиться не могу. Но на моем уровне, уровне матросов, никто о происхождении грузов ничего не знает. На мой взгляд, рядовым сотрудникам в этом сориентироваться сложно. Поэтому не знаю, насколько правдива информация об угле из ДНР, ведь у границы с Донетчиной есть и ростовские шахты.

-  В СМИ писали, что команда была украино-азербайджанская.

- Да, старший помощник капитана и мастер – азербайджанцы. Они владеют турецким языком, поэтому в комсостав каждого экипажа компания включает либо азербайджанцев либо турков.

- Когда стало понятно, что будет шторм? В какой момент  экипаж начал готовиться к нему?

- Ничто не предвещало шторма, соответственно и подготовки никакой не было. Утром 7 января я приготовила завтрак. Половина команды на тот момент уже позавтракала. В 8 часов утра у нас происходила смена вахты, и я уже готова была покормить вторую половину команды. Завтрак был готов и выставлен на раздачу, поэтому я пошла в «гладилку», чтобы погладить вещи.  Стою, глажу и слышу, что кто-то буквально несется по судну, что для нас непривычно, особенно в это время суток - судно маленькое, большая слышимость, поэтому по утрам так не бегают, не шумят, ведь отдыхают те, кто ночью нес вахту. А тут кто-то бежит и раздается крик: «Тревога! Тревога! Нас поломало!».

Первая мысль была о том, что, возможно, решили провести учения. Но, увидев глаза боцмана, поняла, что что-то не так. Смотрю, все бегут в каюты, я тоже побежала и уже на ходу начала соображать, что происходит.

Криворожанка, пережившая крушение судна, провела 3 часа в воде без спасательного жилета, но с молитвой и...телефоном, - ФОТО, фото-1

Сначала паниковала. Выбежала на корму, взяв зимнюю куртку и жилет, а о термокостюме забыла. Смотрю, все одевают термокостюмы, кинулась назад в каюту, достала термокостюм (он приблизительно такой как мешок с картошкой, но немного легче), вытащила его на корму, раскатала. Старший помощник капитана уже был одет в термокостюм и помогал одеваться мне, ведь задача не из простых – костюм был большого размера, на огромного дядьку, а я - то поменьше. Мне и одеть его было трудно и передвигаться в нем тоже тяжело. В общем, впихнул меня старпом в него, застегнул и помог подняться на шлюпочную палубу, где собрался весь экипаж.

Не будь шторма, мы спустили бы шлюпки, но в сложившейся ситуации применить лодки нельзя было – их бы просто разбило об судно. Поэтому ребята скинули плот, на который я не попала, на него вообще попал лишь один человек.

- Таня, что было дальше? Как действовали другие члены экипажа?

- Поломало нас между третьим и четвертым трюмом. Когда мы находились на шлюпочной палубе, носа судна уже не было, и был хороший крен на левый борт. Поэтому все понимали необходимость экстренных действий. Как по мне, мастер как-то замешкался, хотя он очень опытный мастер и это подтверждали все, кто давно работал… И как-то так у нас случилось, что в момент крушения судна, казалось, что каждый был сам за себя. Ну кроме меня, мне помогал старпом Мамед Ибрагимов вплоть до момента, когда я прыгнула в воду. Я ему очень благодарна за это.

Конечно, во мне присутствует дух авантюризма, раз я решилась в 38 лет на такие перемены в жизни. Когда поняла, что ребята  начинают прыгать, подумала: «Ну ладно уже – или сейчас или в воде уже…». Попричитала немного, как мы, женщины, это любим: «Ой, мамочка- мамочка, что же будет?». Но уже пошел такой крен серьезный, что надо было принимать решение.  При этом с правого борта на левый ногами не сойти, пришлось съезжать сидя на попе, как с горки. У левого борта меня  приняли ребята, чтобы я не ударилась о металлические конструкции, после чего и прыгнула в воду.

Чтобы Вы понимали, между разломом и моментом, когда судно пошло на дно, прошло 5 минут. Т.е. все происходило очень быстро.

-  Какая температура воды была в месте крушения судна?

- 8 градусов. Температуру  воды я узнала, конечно, позже, а вначале мне было не до градусов. В первый момент меня к судну начало подтягивать. Если же замешкаться, то может и в воронку тонущего судна затянуть. Однако когда мы оказались за бортом, большая часть судна оставалась еще над водой. Вероятно, когда оно начало медленно погружаться, меня волной оттолкнуло от судна, а там уже рядом оказался боцман Павел Мельниченко, который схватил меня за капюшон и подтянул к себе. Оказалось, что я термокостюм одела, а спасательный жилет забыла. Зато взяла мобильный телефон, внутрь термокостюма его кинула (смеется – ред.).

Я не одна такая была, например, опытный мастер прыгнул в воду без термокостюма, Денис, сварщик, и старпом «Чиф» - без жилетов, в воде они были на некотором расстоянии от нас и держались за какие-то деревянные конструкции. Второй механик Дмитрий Крепец, тоже оказался без спасательного жилета, но зачем-то взял с собой рюкзак с вещами. Я думаю, что все это произошло из-за паники.

Позже в воде к нам с боцманом подтянулся электромеханик Владимир Овдиенко, он был в спасательном жилете. Ну и Дима Крепец также был с нашей группой. Так мы  вчетвером – боцман, я, Вова и Дима держались группой на двух спасательных жилетах.

Не выдержав холода, 21-летний Вова умер первым. Дима Крепец погиб буквально за 5-7 минут до прилета вертолета спасателей, он ушел под воду вместе с рюкзаком.

Когда мы прибыли в Украину, я почувствовала, что родные погибших недоумевали, как так, что я, женщина, выжила, а мужчины нет, как укор какой-то. Конечно, вопрос не озвучивался, но интонации и другие моменты говорили об этом.

- Вероятно, выносливость человека в подобных условиях зависит от его физических характеристик и подготовки?

- Я не знаю, от чего. Не скажу, что я большая спортсменка, хотя в свое время занималась гимнастикой. Но як как начала молиться, прыгнув в воду, то закончила лишь тогда, когда увидела над нами вертолет. На тот момент меня настолько сковало холодом! Капюшон с головы сбила волна. Увернуться от волн невозможно было, ведь они в Черном море коварные - короткие и постоянно меняют направление. В термокостюм через время начала затекать вода, и сначала замерзли ноги.

Криворожанка, пережившая крушение судна, провела 3 часа в воде без спасательного жилета, но с молитвой и...телефоном, - ФОТО, фото-2

Свое состояние в воде не могу назвать паническим, просто в какой-то момент допустила мысль: «Может отпуститься и все?». Следом пришла другая: «Ну как отпуститься? У меня 73-летняя мама, нуждающаяся в помощи, и сыну 17, как отпуститься?». Мама в таком состоянии сейчас, что, получив известие о моей гибели, сразу бы умерла, сердце  бы не выдержало. Сын вообще остался бы сиротой. Как-то так эта мысль зацепилась, и еще подумалось, что не могу я так нелепо умереть, ведь многое еще могу и ничего не сделала… Ну и боцман, конечно, Павел Мельниченко,  ему просто земной поклон. Если бы не он, то вообще неизвестно, как бы все сложилось. Было мгновение, когда мои руки окоченели и соскользнули с его жилета, я уже просто не могла больше держаться и ушла под воду. Одной рукой держась за жилет, другой он вытащил меня и кое-как снова взгромоздил на этот жилет. Через несколько мгновений мы увидели вертолет.

Сейчас когда все анализирую, произошедшее кажется странным, ведь весь комсостав в море более 20 лет.

- Возможно, они не бывали в подобной ситуации?

- Думаю, что нет, раз сами попрыгали в термокостюмах, но без спасательных жилетов. Или же это произошло из-за того, что уже такой крен пошел? Сама не знаю. Я четвертая в воду прыгнула, а в экипаже 13 человек. Возможно, пошел такой крен, что люди просто не успели.

- Как долго вы находились в воде?

- Говорят, три часа – где-то в полвосьмого все это началось, а без пятнадцати одиннадцать мы были уже в госпитале.

Когда увидели вертолет, сразу воспряли духом - нас видят. Позже мы узнали, что к нам пытались подойти катерами, но из-за шторма не смогли. Поэтому было упущено время. Если бы они сразу выслали вертолет, то все было бы быстрее и возможно не погибло бы 6 человек, практически весь комсостав.

- А как проходила операция по спасению?

- Спасатель спускался к нам на тросе с помощью лебедки. Помню, что поднял меня за руки, какую-то петлю на меня накинул… Я сам процесс плохо помню. Запомнилось, что из-за тяжелого термокостюма, по пояс наполнившегося водой, тяжело было затащить меня в вертолет – я была очень тяжелая. Если бы до меня спасатель не поднял в вертолет двоих наших матросов, то, возможно, я выскользнула бы назад. А так двое матросов затащили меня, обрезав ножом нижнюю половину термокостюма, кстати говоря, вместе с моим телефоном (смеется – ред.). В вертолете меня раздели до белья, закутали в несколько одеял, к ногам какую-то «дуйку» поставили. Но ощущать ноги я начала уже вечером в госпитале. Испугалась! Думала, осталась живой, так еще ноги отрежут.

На вертолетной площадке уже были «скорая», репортеры и все, что вы видели в новостях. Все происходило оперативно.

Только нас, почему-то, сначала разделили - одних повезли в бесплатную клинику, а нас в платную.  Позже всех перевезли к нам в клинику, чтобы все вместе были.

Вся медпомощь предоставлялась очень оперативно – тут тебе делают кардиограмму, тут берут кровь из вены на анализ, тут какую-то капельницу поставили, тут кучей одеял тебя накрыли…

- Как длительное нахождение в холодной воде отразилось на Вашем здоровье?

В заключении указано, что атрофировались мышцы, у всех в легких была инфекция из-за того, что мы нахлебались воды. В первый день когда меня перевезли в палату, сделав снимок легких, доктор мне сказал, что была инфекция, низкий гемоглобин. Но успокоил, советовал не переживать мол, все лечится.

- Кто оплатил лечение моряков?

- Страховая компания Hanseatic полностью оплатила все лечение.

Как правило, страхуется судно и груз, а уже компания-оператор несет ответственность за  экипаж. В нашем случае – это турецкая компания.

Кроме того, нам положена еще компенсация за утерянные вещи а также еще один вид компенсации. Пока идут переговоры, ждем.

- А Ваши родные как и когда узнали, что Вы живы?

- Оказавшись на суше, я сразу же попросила полицейского, чтобы позвонили домой и сказали сыну (сын знает английский), что случилось несчастье, но мы живы. Это было, примерно, в половине двенадцатого, а показывать первые сюжеты о крушении начали часа в два дня. Если бы моя мама увидела новости до моего звонка, то я бы приехала на похороны.

- Как сейчас себя чувствуют выжившие члены экипажа? Последствий никаких нет?

- Вроде бы все нормально у всех. Один из матросов палец сломал, но сейчас уже все нормально.

Подытожив, скажу, что выжить в настолько сложных условиях мне  помогли сила духа и Божья помощь. Потому что очень сильно молилась, вложив в обращение к Богу всю свою искренность, всю веру и упование на Него.

- Вы намерены еще в море ходить?

- До лета точно нет, потому что у сына выпускной и поступление, а там, как Бог даст.

- Т.е. у Вас не появился страх перед морем?

- Страха и паники у меня нет.  Сразу после крушения я заявляла, что, мол, все - никакого моря. А сейчас снова готова выходить в рейс.

Вообще-то это очень интересно, должна сказать. Я стараюсь добросовестно и качественно выполнять любую работу. На судне старалась, чтобы вкусно было, и чтобы еда теплая, и чтобы суп и борщ на второй день – никогда, и чтобы раза два в неделю какие-то оладушки или блинчики были, и чтобы подать, а не просто  - выставил и до свидания…

Конечно, в первый рейс мне было сложно, особенно первый месяц. В рейсе мы все оторваны от привычной жизни, попадаем в замкнутый круг, замкнутое пространство, особенно, когда зимой работаешь. На входе в Дон можно неделю простоять, ожидая ледокола. Поэтому важно  найти общий язык с экипажем, потому что все очень разные с разными вкусами. Надо уметь как-то все преподнести… Но у меня это есть, а еще я дружу с чувством юмора и, вообще, оптимист.

Когда шли в Турцию, был восторг от увиденного – я первый раз шла по Босфорскому каналу, видела как светятся ночью эти мосты: специально проснулась, вышла на вахту, чтобы увидеть эту красотищу.  Я за восемь месяцев побывала в пяти турецких портах а еще в Поти, в Батуми. А тот экипаж, с которым я свой первый рейс ходила (в Грузию), сейчас пошел в Варну, в Румынию. Т.е. это прекрасная возможность увидеть мир, которой у меня до этого не было.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#кривойРог #новости #0564ua #таняБудко #крушение
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Останні новини
Оголошення
live comments feed...