Криворожанка, пережившая крушение судна, провела 3 часа в воде без спасательного жилета, но с молитвой и...телефоном, - ФОТО

Больше месяца прошло со дня крушения у берегов Турции грузового судна VOLGO-BALT 214, перевозившего уголь из порта Азов (Российская Федерация) в порт Самсун (Турция). Это произошло 7 января. На судне находилось 13 членов экипажа, 6 из которых погибли. В числе спасенных – единственная женщина - криворожанка Татьяна Будко, работавшая на судне коком.

В интервью корреспонденту 0564 Татьяна рассказала о том, как решилась стать коком, что пришлось пережить 7 января и пойдет ли снова в море.

- Татьяна, как Вы попали в морфлот? Как давно ходите в море?

- Сестра моя всю жизнь в морфлоте. Она начинала трудовую деятельность еще в советском пароходстве, работала на больших судах – «Тарас Шевченко», «Максим Горький». Т.е. она всю жизнь на кораблях. Мое же решение пойти в море было связано со сложной ситуацией в Украине. Хотелось немного заработать, потому что в этом году сын у меня выпускник, будет поступать. Мне показалось, что тех денег, которые я здесь зарабатываю, будет недостаточно для того, чтобы определить его будущее.

Так я подалась в коки. Проработала всего лишь год. У компании, в которой я работаю, есть семь судов, поэтому можно попасть на любое из них – это работа по контракту. В этот раз попала на судно VOLGO-BALT 214.

-  Как происходил процесс смены профессии на такую специфическую? Где Вы раньше работали? Проходили ли какую-то подготовку?

- Я закончила Днепропетровскую металлургическую академию, 11 лет работала в учебной части заочного отделения на нашем Металлургическом факультете.

А потом воспользовалась подкинутой сестрой идеей,  получила соответствующие сертификаты, паспорт моряка. Занятия проводились с нами непосредственно на судах уже - тренировались в одевании термокостюмов и спасательных жилетов, проверялись лодки и т.д.

- Как сообщала в день крушения судна пресс-служба Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Украины (далее – Министерство), по данным мониторинговых систем для судов VOLGO-BALT типа "река-море" аварии при штормах являются предсказуемыми. Вы знали, что рискуете? Была ли у вас информация о техническом состоянии судна?

- Мне, как коку, конечно же никто не докладывает о состоянии судна. Хотя о нем можно судить по внешнему виду, оно 1978 года. Но по прошлому контракту я шла в море на таком же судне и у нас не было никаких проблем,  мы нигде не стояли, нигде ни  разу не ломались, поэтому смело пошла в эту же компанию. Зная, что суда старые, такого исхода предположить не могла. Да и ничего не предвещало несчастья, собственно говоря. Нам дали ледовый класс, а значит, мы могли работать зимой. Вероятно, был соответствующий техосмотр. Не попади мы в такой шторм, все было бы нормально.

-  Какой силы был шторм?

- Сколько баллов, я не знаю, но когда мы уже были в воде, волны были метров по четыре. А такие суда, как наши, даже новые, не предназначены для работы в таких условиях, для них двухметровые волны – это максимум. Это теперь я почитала уже информацию о судах такого класса – они должны ходить вдоль берега, от берега максимум 20 миль.  А мы шли далеко от берега.

- В информации Министерства говорилось, что российский порт «Азов» в Ростовской области часто используется для незаконного вывоза угля из части оккупированного Донбасса к портам Турции и других стран. Вы знали происхождение груза?

- Нет, никто нам об этом ничего не говорил. Думаю, что никто из команды этого не знает, включая капитана. Мы – перевозчики. Пришли – куча лежит, нам ее краном загрузили, мы закрыли трюма и пошли. Это как в трамвае - водитель трамвая не спрашивает же у пассажиров, откуда они едут и что везут? Наше дело – грузовые перевозки. Об информированности руководства, конечно, поручиться не могу. Но на моем уровне, уровне матросов, никто о происхождении грузов ничего не знает. На мой взгляд, рядовым сотрудникам в этом сориентироваться сложно. Поэтому не знаю, насколько правдива информация об угле из ДНР, ведь у границы с Донетчиной есть и ростовские шахты.

-  В СМИ писали, что команда была украино-азербайджанская.

- Да, старший помощник капитана и мастер – азербайджанцы. Они владеют турецким языком, поэтому в комсостав каждого экипажа компания включает либо азербайджанцев либо турков.

- Когда стало понятно, что будет шторм? В какой момент  экипаж начал готовиться к нему?

- Ничто не предвещало шторма, соответственно и подготовки никакой не было. Утром 7 января я приготовила завтрак. Половина команды на тот момент уже позавтракала. В 8 часов утра у нас происходила смена вахты, и я уже готова была покормить вторую половину команды. Завтрак был готов и выставлен на раздачу, поэтому я пошла в «гладилку», чтобы погладить вещи.  Стою, глажу и слышу, что кто-то буквально несется по судну, что для нас непривычно, особенно в это время суток - судно маленькое, большая слышимость, поэтому по утрам так не бегают, не шумят, ведь отдыхают те, кто ночью нес вахту. А тут кто-то бежит и раздается крик: «Тревога! Тревога! Нас поломало!».

Первая мысль была о том, что, возможно, решили провести учения. Но, увидев глаза боцмана, поняла, что что-то не так. Смотрю, все бегут в каюты, я тоже побежала и уже на ходу начала соображать, что происходит.

Сначала паниковала. Выбежала на корму, взяв зимнюю куртку и жилет, а о термокостюме забыла. Смотрю, все одевают термокостюмы, кинулась назад в каюту, достала термокостюм (он приблизительно такой как мешок с картошкой, но немного легче), вытащила его на корму, раскатала. Старший помощник капитана уже был одет в термокостюм и помогал одеваться мне, ведь задача не из простых – костюм был большого размера, на огромного дядьку, а я - то поменьше. Мне и одеть его было трудно и передвигаться в нем тоже тяжело. В общем, впихнул меня старпом в него, застегнул и помог подняться на шлюпочную палубу, где собрался весь экипаж.

Не будь шторма, мы спустили бы шлюпки, но в сложившейся ситуации применить лодки нельзя было – их бы просто разбило об судно. Поэтому ребята скинули плот, на который я не попала, на него вообще попал лишь один человек.

- Таня, что было дальше? Как действовали другие члены экипажа?

- Поломало нас между третьим и четвертым трюмом. Когда мы находились на шлюпочной палубе, носа судна уже не было, и был хороший крен на левый борт. Поэтому все понимали необходимость экстренных действий. Как по мне, мастер как-то замешкался, хотя он очень опытный мастер и это подтверждали все, кто давно работал… И как-то так у нас случилось, что в момент крушения судна, казалось, что каждый был сам за себя. Ну кроме меня, мне помогал старпом Мамед Ибрагимов вплоть до момента, когда я прыгнула в воду. Я ему очень благодарна за это.

Конечно, во мне присутствует дух авантюризма, раз я решилась в 38 лет на такие перемены в жизни. Когда поняла, что ребята  начинают прыгать, подумала: «Ну ладно уже – или сейчас или в воде уже…». Попричитала немного, как мы, женщины, это любим: «Ой, мамочка- мамочка, что же будет?». Но уже пошел такой крен серьезный, что надо было принимать решение.  При этом с правого борта на левый ногами не сойти, пришлось съезжать сидя на попе, как с горки. У левого борта меня  приняли ребята, чтобы я не ударилась о металлические конструкции, после чего и прыгнула в воду.

Чтобы Вы понимали, между разломом и моментом, когда судно пошло на дно, прошло 5 минут. Т.е. все происходило очень быстро.

-  Какая температура воды была в месте крушения судна?

- 8 градусов. Температуру  воды я узнала, конечно, позже, а вначале мне было не до градусов. В первый момент меня к судну начало подтягивать. Если же замешкаться, то может и в воронку тонущего судна затянуть. Однако когда мы оказались за бортом, большая часть судна оставалась еще над водой. Вероятно, когда оно начало медленно погружаться, меня волной оттолкнуло от судна, а там уже рядом оказался боцман Павел Мельниченко, который схватил меня за капюшон и подтянул к себе. Оказалось, что я термокостюм одела, а спасательный жилет забыла. Зато взяла мобильный телефон, внутрь термокостюма его кинула (смеется – ред.).

Я не одна такая была, например, опытный мастер прыгнул в воду без термокостюма, Денис, сварщик, и старпом «Чиф» - без жилетов, в воде они были на некотором расстоянии от нас и держались за какие-то деревянные конструкции. Второй механик Дмитрий Крепец, тоже оказался без спасательного жилета, но зачем-то взял с собой рюкзак с вещами. Я думаю, что все это произошло из-за паники.

Позже в воде к нам с боцманом подтянулся электромеханик Владимир Овдиенко, он был в спасательном жилете. Ну и Дима Крепец также был с нашей группой. Так мы  вчетвером – боцман, я, Вова и Дима держались группой на двух спасательных жилетах.

Не выдержав холода, 21-летний Вова умер первым. Дима Крепец погиб буквально за 5-7 минут до прилета вертолета спасателей, он ушел под воду вместе с рюкзаком.

Когда мы прибыли в Украину, я почувствовала, что родные погибших недоумевали, как так, что я, женщина, выжила, а мужчины нет, как укор какой-то. Конечно, вопрос не озвучивался, но интонации и другие моменты говорили об этом.

- Вероятно, выносливость человека в подобных условиях зависит от его физических характеристик и подготовки?

- Я не знаю, от чего. Не скажу, что я большая спортсменка, хотя в свое время занималась гимнастикой. Но як как начала молиться, прыгнув в воду, то закончила лишь тогда, когда увидела над нами вертолет. На тот момент меня настолько сковало холодом! Капюшон с головы сбила волна. Увернуться от волн невозможно было, ведь они в Черном море коварные - короткие и постоянно меняют направление. В термокостюм через время начала затекать вода, и сначала замерзли ноги.

Свое состояние в воде не могу назвать паническим, просто в какой-то момент допустила мысль: «Может отпуститься и все?». Следом пришла другая: «Ну как отпуститься? У меня 73-летняя мама, нуждающаяся в помощи, и сыну 17, как отпуститься?». Мама в таком состоянии сейчас, что, получив известие о моей гибели, сразу бы умерла, сердце  бы не выдержало. Сын вообще остался бы сиротой. Как-то так эта мысль зацепилась, и еще подумалось, что не могу я так нелепо умереть, ведь многое еще могу и ничего не сделала… Ну и боцман, конечно, Павел Мельниченко,  ему просто земной поклон. Если бы не он, то вообще неизвестно, как бы все сложилось. Было мгновение, когда мои руки окоченели и соскользнули с его жилета, я уже просто не могла больше держаться и ушла под воду. Одной рукой держась за жилет, другой он вытащил меня и кое-как снова взгромоздил на этот жилет. Через несколько мгновений мы увидели вертолет.

Сейчас когда все анализирую, произошедшее кажется странным, ведь весь комсостав в море более 20 лет.

- Возможно, они не бывали в подобной ситуации?

- Думаю, что нет, раз сами попрыгали в термокостюмах, но без спасательных жилетов. Или же это произошло из-за того, что уже такой крен пошел? Сама не знаю. Я четвертая в воду прыгнула, а в экипаже 13 человек. Возможно, пошел такой крен, что люди просто не успели.

- Как долго вы находились в воде?

- Говорят, три часа – где-то в полвосьмого все это началось, а без пятнадцати одиннадцать мы были уже в госпитале.

Когда увидели вертолет, сразу воспряли духом - нас видят. Позже мы узнали, что к нам пытались подойти катерами, но из-за шторма не смогли. Поэтому было упущено время. Если бы они сразу выслали вертолет, то все было бы быстрее и возможно не погибло бы 6 человек, практически весь комсостав.

- А как проходила операция по спасению?

- Спасатель спускался к нам на тросе с помощью лебедки. Помню, что поднял меня за руки, какую-то петлю на меня накинул… Я сам процесс плохо помню. Запомнилось, что из-за тяжелого термокостюма, по пояс наполнившегося водой, тяжело было затащить меня в вертолет – я была очень тяжелая. Если бы до меня спасатель не поднял в вертолет двоих наших матросов, то, возможно, я выскользнула бы назад. А так двое матросов затащили меня, обрезав ножом нижнюю половину термокостюма, кстати говоря, вместе с моим телефоном (смеется – ред.). В вертолете меня раздели до белья, закутали в несколько одеял, к ногам какую-то «дуйку» поставили. Но ощущать ноги я начала уже вечером в госпитале. Испугалась! Думала, осталась живой, так еще ноги отрежут.

На вертолетной площадке уже были «скорая», репортеры и все, что вы видели в новостях. Все происходило оперативно.

Только нас, почему-то, сначала разделили - одних повезли в бесплатную клинику, а нас в платную.  Позже всех перевезли к нам в клинику, чтобы все вместе были.

Вся медпомощь предоставлялась очень оперативно – тут тебе делают кардиограмму, тут берут кровь из вены на анализ, тут какую-то капельницу поставили, тут кучей одеял тебя накрыли…

- Как длительное нахождение в холодной воде отразилось на Вашем здоровье?

В заключении указано, что атрофировались мышцы, у всех в легких была инфекция из-за того, что мы нахлебались воды. В первый день когда меня перевезли в палату, сделав снимок легких, доктор мне сказал, что была инфекция, низкий гемоглобин. Но успокоил, советовал не переживать мол, все лечится.

- Кто оплатил лечение моряков?

- Страховая компания Hanseatic полностью оплатила все лечение.

Как правило, страхуется судно и груз, а уже компания-оператор несет ответственность за  экипаж. В нашем случае – это турецкая компания.

Кроме того, нам положена еще компенсация за утерянные вещи а также еще один вид компенсации. Пока идут переговоры, ждем.

- А Ваши родные как и когда узнали, что Вы живы?

- Оказавшись на суше, я сразу же попросила полицейского, чтобы позвонили домой и сказали сыну (сын знает английский), что случилось несчастье, но мы живы. Это было, примерно, в половине двенадцатого, а показывать первые сюжеты о крушении начали часа в два дня. Если бы моя мама увидела новости до моего звонка, то я бы приехала на похороны.

- Как сейчас себя чувствуют выжившие члены экипажа? Последствий никаких нет?

- Вроде бы все нормально у всех. Один из матросов палец сломал, но сейчас уже все нормально.

Подытожив, скажу, что выжить в настолько сложных условиях мне  помогли сила духа и Божья помощь. Потому что очень сильно молилась, вложив в обращение к Богу всю свою искренность, всю веру и упование на Него.

- Вы намерены еще в море ходить?

- До лета точно нет, потому что у сына выпускной и поступление, а там, как Бог даст.

- Т.е. у Вас не появился страх перед морем?

- Страха и паники у меня нет.  Сразу после крушения я заявляла, что, мол, все - никакого моря. А сейчас снова готова выходить в рейс.

Вообще-то это очень интересно, должна сказать. Я стараюсь добросовестно и качественно выполнять любую работу. На судне старалась, чтобы вкусно было, и чтобы еда теплая, и чтобы суп и борщ на второй день – никогда, и чтобы раза два в неделю какие-то оладушки или блинчики были, и чтобы подать, а не просто  - выставил и до свидания…

Конечно, в первый рейс мне было сложно, особенно первый месяц. В рейсе мы все оторваны от привычной жизни, попадаем в замкнутый круг, замкнутое пространство, особенно, когда зимой работаешь. На входе в Дон можно неделю простоять, ожидая ледокола. Поэтому важно  найти общий язык с экипажем, потому что все очень разные с разными вкусами. Надо уметь как-то все преподнести… Но у меня это есть, а еще я дружу с чувством юмора и, вообще, оптимист.

Когда шли в Турцию, был восторг от увиденного – я первый раз шла по Босфорскому каналу, видела как светятся ночью эти мосты: специально проснулась, вышла на вахту, чтобы увидеть эту красотищу.  Я за восемь месяцев побывала в пяти турецких портах а еще в Поти, в Батуми. А тот экипаж, с которым я свой первый рейс ходила (в Грузию), сейчас пошел в Варну, в Румынию. Т.е. это прекрасная возможность увидеть мир, которой у меня до этого не было.

кривойРог новости 0564ua таняБудко крушение
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Рано утром спасатели ликвидировали пожар в храме УПЦ МП в Ингулецком районе. Об этом сообщает пресс-служба ГСЧС в Днепропетровской области. Сегодня, 25 августа, в 4:22 в Службу спасения «101» поступило сообщение о пожаре на территории Украинской Православной Церкви, на улице Рудная Ингулецкого района. Прибыв на место специалисты Службы спасения «101» установили, что пожар возник в Храме святых благоверных князей Бориса и Глеба, Украинской Православной Церк...
Происшествия
В Днепре 22 августа детские игры чуть не закончилась трагедией. Ребята играли на крыше дома, облили 8-летнего мальчика бензином и подожгли. Ребенка госпитализировали в областную детскую больницу на Космической. Родители написали заявление в полицию. Об этом сообщает Информатор. «Кирюша Яцун играл со всеми детками во дворе, были детки и старшего возраста. Кто-то из детей облил ребенка сзади и поджог. Мама одна воспитывает единственного сыночка, папа ребенк...
Общество
Главное за 24 августа.   24 августа, по случаю Дня Независимости Украины в Кривом Роге традиционно проходит Парад вышиванок. Участники парада собрались возле Георгиевской колокольни и шествием прошли по проспекту Мира к памятнику Козаку Рогу.   В ночь с 23 на 24 августа активисты вывесили Государственный Флаг Украины и боевой флаг в самом "сердце" Кривбасса - на кольце 95 квартала.    Во время Марша Достоинства Президент Украины Владимир Зеленский вручил г...
Общество
Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о учреждении 29 августа - Дня памяти защитников Украины, погибших в борьбе за независимость и территориальную целостность страны.   Как сообщает "Интерфакс-Украина", об этом сегодня, 24 августа, на торжествах по случаю Дня Независимости Украины в субботу на Майдане Независимости в Киеве заявил Президент Владимир Зеленский.  "С целью достойного чествования памяти погибших украинских военнослужащих и участни...
Общество
Несмотря на призывы чиновников к предпринимателям с просьбой вывесить над своими магазинами и ресторанами Государственный Флаг Украины, только единицы сделали это. А вот у активистов и добровольцев вызвало недовольство то, что даже на торжествах, посвященных государственным праздникам, практически не было национальной символики.  Об этом корреспонденту 0564 стало известно на месте события.  Вчера, 23 августа, отмечался День Государственного Флага Украины....
Общество
Сегодня, 24 августа, в Днепре устроили забег в вышиванках «Dnipro Vyshyvanky Run», посвященный 28-й годовщине Независимости Украины. Организатор мероприятия - ОО «Start Dnipro». Участие в забеге приняли 300 человек, в том числе и из Кривого Рога. Это и начинающие, и профессиональные спортсмены всех возрастов. Также к мероприятию присоединились дети с особыми потребностями. Об этом сообщается на официальном сайте Днепровского горсовета.  "Забег в вышиванках...
Происшествия
В Кривом Роге ночью произошло ДТП, в результате которого погиб пешеход. Правоохранители разыскивают свидетелей смертельной аварии.  Минувшей ночью возле остановки «2-я горбольница» автомобиль сбил пешехода.  Легковой автомобиль "Kia" двигался со стороны мкрн. Солнечный. Предварительно, мужчина резко выбежал на проезжую часть и в этот момент произошла авария.  42-летний мужчина от полученных травм скончался на месте.  Правоохранители ищут свидетелей ДТП. Вс...
Общество
Во время Марша Достоинства Президент Украины Владимир Зеленский вручил государственную награду волонтеру из Кривого Рога Олегу Бусеню. Сегодня, 24 августа, в Киеве проходил Марш Достоинства по случаю 28 годовщины Независимости Украины.  Во время торжественной церемонии Президент Украины Владимир Зеленский вручал государственные награды "не только военнослужащим, а еще волонтерам, врачам, учителям, спортсменам - всем тем, кем гордится Украина". Читайте такж...
Общество
Сегодня, 24 августа, в Кривом Роге отмечают 28 годовщину Независимости Украины. В каждом районе города проходят массовые мероприятия, в которых могут принять участие все жители города.  В Металлургическом районе торжества посвященные Дню Независимости Украины начались с 11:00  и продлятся до вечера.  Здесь гостей мероприятия ожидают тематические композиции учреждений образования и культуры, предпринимателей и промышленных предприятий.  Проходят показательн...