• Головна
  • Александр Макаренко: У меня нет желания быть "оборудованием" и не иметь возможности повлиять на ситуацию (ФОТО)
Кофе с депутатом
17:04, 16 лютого 2018 р.

Александр Макаренко: У меня нет желания быть "оборудованием" и не иметь возможности повлиять на ситуацию (ФОТО)

Кофе с депутатом

Наша беседа с руководителем пропрезидентской фракции "Солидарность" в Криворожском горсовете Александром Макаренко традиционно проходила за чашкой кофе, а интересовавшие нас вопросы касались главных проблем окружающей криворожан реальности.

- Вы - юрист, успешный адвокат и вдруг идете в депутаты. Зачем, каковы мотивы Вашего решения баллотироваться в горсовет?

- Решение пойти в депутаты связано с желанием что-то изменять, за что-то нести ответственность. Удается это или нет, вопрос другой, но, руководствовался я такими же мотивами, как во время работы преподавателем и на руководящих должностях. Из этих же мотивов я ушел из некоторых высших учебных заведений, потому что пока была возможность что-то реализовывать, я это с единомышленниками делал. Когда же нет возможности реализовывать важные, на мой взгляд проекты, или нет такой потребности в среде, в которой я находился, я не оставался только для того, чтобы получать какие-то блага или привилегии - писал заявление и шел в туда, где, как мне казалось, смогу работать эффективно. Мне кажется, что это правильно.

Т.е. я избрал депутатство как возможность попробовать что-то изменить: программа минимум - это не дать сделать что-то плохое, программа максимум - попробовать сделать что-то хорошее.

К сожалению, выходит сейчас не очень качественно. Спустя два года, я , как и другие мои коллеги из разных фракций (Сила людей, Самопомощь, Укроп) вижу, что не всегда получается то, чего хочешь или считаешь необходимым. 

- А почему Вы решили балотироваться именно от "Солидарности"? Почему для политического старта вы выбрали именно пропрезидентскую политсилу?

- Сразу же скажу о том, за что, вероятно, меня будут критиковать некоторые мои знакомые - на сегодняшний день в Украине по объективным причинам нет ни единой партии, которая действительно могла бы стать реальным механизмом для изменений и обеспечения успешного функционирования государства, так как мы это видим в других странах. Обсуждая этот вопрос, многие склоняются к тому, что сам процесс партийного строительства, с точки зрения правовых механизмов, в странах развитой демократии развивался столетиями. И те ошибки, которые мы допускаем сегодня, там уже были пройдены минимум 50 а то и более лет назад. Поэтому, на мой взгляд, у нас сегодня нет ни единой политической структуры, которую я считал бы эффективной. 

- Но Вы выбрали именно пропрезидентскую политсилу...

- Да, вполне сознательно. Мы все помним, какой на тот период был рейтинг у этой политсилы. Поэтому сказать, что я пошел в партию, имевшую лучшие рейтинг и симпатии, то это не так. Но на тот момент был сделан выбор и в пользу определенного кандидата в Президенты и в пользу его политсилы, поскольку и тогда и сейчас страна переживает не самые лучшие времена (Кривой Рог в том числе). А понимая специфику политики в нашем городе, которую мы легко можем проследить в тех же кадровых назначениях, в других широко обсуждаемых вопросах, на тот момент я считал, что с этой партией у меня будет больше возможностей делать полезные вещи и не давать делать какие-то плохие вещи.

- Насколько это удалось?

Прошедшие два года, практически, было обучение в полевых условиях. К сожалению и я и многие мои коллеги не учились и не умеем де-факто быть политиками, а получаем какой-то опыт ошибок, который влияет на последующие действия. Те из коллег, с которыми у меня сейчас чудесные отношения и мы можем откровенно общаться, когда-то мне звонили и говорили - мы посмотрим, как ты проголосуешь, если ты так не сделаешь, то мы тебя не будем уважать. Спустя два года совместной деятельности, мы можем друг другу позвонить, встретиться за кофе, иногда это удавалось расширенным составом, тем же составом ходили к секретарю горсовета. Не всегда эффективно, но есть какая-то консолидированная позиция. В том числе среди коллег, которые постоянно бывают на заседаниях профильной депутатской комиссии, по моему мнению, нет каких-то политических "подколок" в адрес друг друга, идет предметный разговор, и если необходимо, мы встречаемся до комиссии, после. Другое дело, что даже в случае эффективной работы комиссии и консолидированного голосования на ее заседании, рекомендации комиссии не всегда поддерживаются в зале. К примеру, то же предложение ввести голосование с помощью сенсорной кнопки. Комиссия проголосовала единогласно "за", включая коллег от "Оппоблока", все согласились, что это логично, а в сессионном зале с мнением комиссии не посчитались. После этого я сказал председателю комиссии Евгении Анатольевне, что это не корректно в отношении комиссии. Все понимают, что есть фракция, в которой имеется более 20 голосов, и если вы знали, что не будете голосовать в зале, вы бы так и сказали на комиссии - мол, мы голосовать не будем, фракция приняла такое решение - мы бы не питали иллюзий.

Сейчас обсуждается другой вопрос - о предоставлении на пленарных заседаниях возможности выступить не депутатам и не докладчикам по отдельным вопросам повестки дня. Все началось с момента, когда на пленарном заседании горсовета городской голова предоставил слово представителю полиции, зачитавшему определенные документы, касающиеся депутата Морозова. Обсуждая это на комиссии, я сказал коллегам из "Оппоблока" - если вы защищаете городского голову, то и в ваших интересах тоже разработать механизм, который был бы прозрачным и понятным. Это следует урегулировать регламентом, в котором предусмотреть, что указанный вопрос решается голосованием депутатов. Таким образом получим четкий механизм, который не будет зависеть от настроения председательствующего.

Но, к сожалению, на сегодня перед всеми нами, по большому счету, стоит одна задача - обеспечить возможность тем, кто придет или кто не покинет политику в Кривом Роге, во-первых, создать тут какую-то, условно говоря, практику собственных ошибок, чтобы не повторять их в дальнейшем, а во-вторых, возможность создать механизмы (партийные, внепартийные), которые позволят следующему составу горсовета стать другим. Потому что если следующий состав горсовета будет таким же, как этот, то, скажу искренне, я не хотел бы в нем участвовать, поскольку нет желания быть "оборудованием" и не иметь возможности повлиять на ситуацию, внедрять какие-то полезные вещи, а просто тратить время, которое, как известно, является сверхдрагоценным ресурсом. 

Александр Макаренко: У меня нет желания быть "оборудованием" и не иметь возможности повлиять на ситуацию (ФОТО), фото-1

- А что сделать, чтобы большинство в городском совете начало считаться с меньшинством, чтобы не ощущать себя "оборудованием", как Вы говорите? В Запорожье, к примеру, депутаты недавно покинули сессионный зал...

- Мы тоже так поступали несколько раз. Но в последний раз, когда обсуждался этот вопрос, я был категорически против и руководствовался тем, что, когда мы покидаем зал, мы делаем подарок большинству. Ведь находясь в зале,  мы хотя бы можем озвучить для кого-то неприятную, но важную информацию, которую услышат горожане в онлайн-режиме. Это важно, чтобы люди получили информацию. Иногда такая информация очень волнует наших оппонентов и то, как они возражают против полезных вещей, также услышат люди.

Т.е. я считаю, что в своей деятельности мы должны использовать те ресурсы, которые есть, а не игнорировать их. К примеру, когда пытался получить поддержку проектов решений, внесенных демсилами, говорил, что если вам не нравится проект решения только тем, что его вносит "Солидарность", "Сила людей", "Самопомощь" или "Укроп", то мы с коллегами готовы отозвать свои проекты, чтобы они были внесены "Оппоблоком", или исполкомом. Пусть мы не получим какой-то политрекламы, но нас устраивает такое решение, от этого выиграет город, а значит, и мы тоже - мы все жители Кривого Рога, тут родились, тут живем и работаем.

А вообще, я оппонентам говорил, что не знаю, кто является советниками городского головы, но, во время коллективного визита к Сергею Маляренко, я сказал, что советовал бы городскому голове немного другие вещи.

- Платформа "Громадський контроль" недавно обнародовала информацию о нарушениях в госзакупках по Кривому Рогу за прошлый год на сумму свыше 1 миллиарда гривен. В то же время мы все помним, с каким "скрипом" Криворожский горсовет переводил тендеры в ProZorro. Как должен отреагировать город на информацию о миллиардных потерях для бюджета? Вы, как представители пропрезидентской политсилы в горсовете намерены как-то реагировать на эту информацию?

- Что конкретно могу я и что я делаю. Моя работа разделяется на три составляющие: во-первых моя работа как депутата, во-вторых как преподавателя в области права, в-третьих, как практикующего адвоката.

Преподаватель: независимо от политических веяний, когда я принимал участие в кампании по набору студентов, я говорил абитуриентам, что могу гарантировать им две вещи: первое - я могу вам гарантировать законные и прозрачные условия учебы на той кафедре, на которой я работаю, и второе - если будут какие-то отличные от этих условия со стороны других преподавателей, то я готов защищать ваши права. Именно поэтому в одном из ВУЗов, где я работал, и у нас были хорошие наборы, возникали конфликты с некоторыми из коллег, к которым мои студенты приходили сдавать экзамены, а им безосновательно говорили - приходите завтра и сдайте деньги на краску... Студентам говорю - если вы хотите, чтобы ваши права не нарушались, вы должны идти на определенные жертвы и понимать, что все имеет свою цену. Если вы сегодня согласитесь закрыть глаза на нарушение прав других, то будьте готовы, что завтра это коснется вас. 

Как адвокат: иногда коллеги-адвокаты спрашивают, вот вы же представляете президентскую фракцию, а некоторые рассказывают о влиянии на определенные кадровые назначения или неназначения. Я им привожу конкретные примеры без фамилий - в 2017 году я принимал участие в возбуждении уголовных производств в отношении действующих сотрудников Криворожского отдела полиции, поскольку я считал и мои клиенты также считали, что происходили грубые нарушения норм процессуального права, это влекло за собой  возбуждение дисциплинарных производств в соответствующих внутренних структурах на уровне управления НП в Днепропетровской области. Некоторые дела продолжаются до сих пор.

У одного из своих клиентов, сотрудничающих сегодня со мной как с адвокатом (человек, который очень редко бывает в Кривом Роге, очень успешный и большую часть времени проводит за пределами страны - путешествует, открывает новый бизнес) я поинтересовался, почему он обратился ко мне, ведь у него был неплохой адвокат. Он ответил, что длительное время не платил взятки и не хочет платить деньги в конверте, и ему кажется, что в Украине можно и нужно работать законно, без взяток, он готов оплачивать услуги адвоката, понимая что его интересы будут отстаивать законными методами и адвокат, как и он, будет платить налоги.

Александр Макаренко: У меня нет желания быть "оборудованием" и не иметь возможности повлиять на ситуацию (ФОТО), фото-2

Как депутат: в рамках своих полномочий, в рамках того, что мы можем делать, я и мои коллеги уже реагируем на те вещи, о которых Вы говорите. Каким образом? Первое, путем сотрудничества с председателем облсовета Глебом Прыгуновым, внештатным сотрудником которого я являюсь. Согласно закона мое реагирование, как депутата, заключается в подаче депутатских запросов и обращений, которых у меня много. Недавно по поводу нарушений в тендерах в одном из районов города я обратился в Антимонопольный комитет. Но там, к сожалению, мое обращение не поддержали и госзакупка не была отменена. Я с этим не согласен, и единственное что можно сделать, это обжаловать такое решение Антимонопольного комитета в суде. Также мои обращения были направлены в соответствующие райсоветы. В результате, один из райсоветов отменил закупку, а значит она будет проводиться повторно, с чистого листа, и общественность получит возможность снова ее контролировать. Но полномочий, чтобы остановить правонарушение, у меня, как у депутата нет.

А вот как адвокат, или как гражданин я могу реагировать, причем этот механизм более эффективен: если я вижу нарушение закона - пишу заявление о преступлении. А когда я пишу не заявление о преступлении, а какое-то письмо, обращение, то получившее его лицо, или учреждение, ответит, мол, ваша информация принята во внимание и проверяется. Позже проинформируют, к примеру, что она не подтвердилась, или подтвердилась и будут приняты меры реагирования. Условно говоря, депутата могут "футболить".

Как юрист, я предоставлял бесплатную правовую помощь организациям, права которых, в условиях сговора участников госзакупок, нарушаются.

- Уровень доверия к правоохранительной системе со стороны общества очень низкий. Думаю, как адвокату, Вам эта проблем очень знакома и близка. А вот, как депутат, участвовали ли Вы,  или, быть может, участвуете в процессах переформатирования правоохранительных органов - формировании новых структур, конкурсах, аттестациях, переаттестациях?

- Когда проводился конкурсный отбор в патрульную полицию, я принимал участие в этом процессе. На мой взгляд, я работал эффективно и достойно. Комиссии работали качественно. Пришлось общаться с огромным количеством претендентов, я точно не могу назвать цифру, но работать приходилось целый день, 1 час на обеденный перерыв и далее работали до того момента, когда заканчивались кандидаты, записанные на этот день. В один из дней из всех, с кем проводилось собеседование, было отобрано только 2 человека. Т.е. отбор был качественным. Это был реальный механизм влияния  общественности на формирование новой правоохранительной структуры.

Мы также подавали кандидатуры общественных активистов для участия в переаттестации "старой" полиции, но по непонятным для меня причинам, ни одна из этих кандидатур не была включена в состав аттестационных комиссий. 

А вот влияние на судебную систему со стороны политсил и общественности законом не предусмотрено, и я считаю, что это правильно. Относительно судов есть несколько законных механизма влияния, один из которых - публичность. 

На что хотел бы обратить внимание, к примеру, в патрульной полиции сейчас появилось много молодых людей, незаангажированных. Такие же молодые кадры появились и в судах, на должностях секретарей судей. Я знаю, что они уже пробовали свои силы в конкурсе на судей первой инстанции, планируют пробовать свои силы еще, в том числе на судей апелляции...  Другой пример - тот же харьковский судья-снайпер (Александр Мамалуй - более семи месяцев воевал в роте снайперов 93-й отдельной гвардейской механизированной бригады - ред.) теперь в Верховном Суде.

Все они - это маленькие островки, которые смогут наполнить систему качественно новым составом и начать менять систему изнутри. Если не наполнять... Выбор всегда есть - или что-то делать, или вообще ничего не делать и, будь как будет, или еще хуже.

- Как Вы оцениваете время от времени появляющиеся в Кривом Роге бигборды оскорбительного содержания в отношении тех или иных публичных и не только лиц?

- Я категорически против и выделил бы две проблемы, связанные с этим.

Во-первых, это проблема рекламы в городе. Мы это обсуждали с Сергеем Поповичем из "Силы людей", работающим в сфере рекламы, и с другими людьми. Не секрет, что в городе существует определенная монополия, которая юридически роспорошена. Поэтому я понимаю, что большая часть этих бигбордов принадлежит и подконтрольна определенным лицам и определенным структурам, которые разбиты на ФОПы. В 2014 году в одной из таких структур мне сказали, вы давайте макет, мы согласуем в одном из кабинетов в горисполкома, если там будет "галочка", то мы вам продадим эту площадь. Во-вторых, если мы говорим о рекламе, есть Закон о рекламе, который четко указывает, что  размещение физлица без его согласия запрещено. И тем более запрещены грязь и черный пиар в отношении лиц.

Что с этим делать? Если говорить о законных путях, то это, в первую очередь, предоставление или непредоставление соответствующих разрешений, в частности, предоставление или непредоставление права аренды земли под такими объектами.  Но мы-то понимаем, что для принятия такого решения, необходимо 33 голоса в горсовете. И наверное, к сожалению, в этом составе горсовета нам этого не дождаться. По этому поводу я сказал коллегам, что надо что-то думать. Возможно, кто-то предложит решение, которого я не вижу. Готов  поддержать представителей любой политсилы для того, чтобы такого в городе не было.

Неправовой способ - это физически уничтожить такой рекламный носитель. Но призывать к этому я, как профессиональный юрист, не могу себе позволить. К тому же, что также обсуждалось в кругу коллег, возможна также и провокация - подтолкнуть лицо к каким-то не правовым действиям, выведя из состояния психического равновесия, и таким образом убрать конкурента из политической арены.

Подытожу - в любом городе должен быть механизм борьбы с грязным пиаром. Даже если допустить мысль, что собственник рекламных конструкций не в курсе и кто-то ночью самовольно поклеил рекламу, то уже утром собственник обязан ее снять и принести свои извинения. Если собственник этого не делает, значит должен быть механизм лишения его лицензии. Собственник должен понимать, что если сегодня не уберет незаконную рекламу, то завтра он потеряет кусок своего бизнеса.

Александр Макаренко: У меня нет желания быть "оборудованием" и не иметь возможности повлиять на ситуацию (ФОТО), фото-3

- Как по-Вашему, кто должен решить  проблему отсутствия в нашем городе информационной политики, направленной на укрепление государства, и как Вы видите решение этой проблемы? Ведь мы наблюдаем в городе листовки о плохой "Киевской власти". Благодаря коммунальному транспорту, мы понимаем, что надо любить Кривой Рог, а вот Украина у нас как-то отсутствует, или присутствует на бетонном заборе на улице Волгоградской. Политика "местного патриотизма", или, как сказал один криворожский переселенец, "местного эгоизма", может проводиться через руководителей бюджетных организаций, назначение которых зависит от местной власти...

- Огромная проблема с непроукраинской позицией существукт, но, вместе с тем, в городе есть костяк людей, на которых и держится надежда на то, что проукраинская позиция будет прогрессировать  здесь.

Чтобы это было более активно и чтобы те же руководители бюджетных организаций не оглядывались на настроение власти, опасаясь за свою работу, необходимо развивать существующий конкурсный механизм назначения руководителей. Лучшего механизма не существует. Диретор школы, главврач должен понимать, что его назначение происходит прозрачно, по понятным критериям, и завтра его не смогут необоснованно уволить в ручном режиме. В таком случае характер взаимоотношений между властью и руководителями коммунальных предприятий, учреждений изменится.

Тем, кто не опасается последствий, к которым может привести политика "местного эгоизма", может быть полезен опыт некоторых моих коллег из Донецкого юридического института. Иногда во время круглых столов, семинаров предлагаю устроить встречу, знакомство, чтобы человек из первых уст услышал, почему люди выехали оттуда, оставив все, что было и уехав в никуда. На мой взгляд, в сложившейся ситуации у нас остается механизм персонального влияния, подача информации через интернет-ресурсы, получение опыта коммуникации в рамках конференций, семинаров других мероприятий.

- Что такое 500 гривен для Кривого Рога и криворожан? Как вы оцениваете криворожскую кампанию, связанную с этой купюрой?

- Негативно. Негативно, прежде всего с экономической точки зрения. Я не слышал позитивного мнения коллег от разных политсил - все высказываются негативно и говорят, что этот шаг, учитывая стоимость коммунальных услуг, не может влиять на улучшение условий жизни людей глобально.

В то же время, я считаю и об этом мы говорили в горсовете, нам необходимо предусмотреть деньги в бюджете Кривого Рога для решения проблем наших избирателей в округах, своеобразный «депутатский фонд». Эту идею поддержали депутаты от фракции «Укроп». Так, как это делается в облсовете. Некоторые говорят, что и это подкуп избирателей, но уже депутатом. Я так не считаю. На мой взгляд, это гарантирование избравшему депутата избирателю, что он получит ресурс для решения определенных проблем округа. Вместо всем по 500 гривен, эти средства будут направлены на решение конкретных проблем, в том числе. и социально-бытовых проблем нуждающихся в этом граждан.

Но большинство Криворожского горсовета не хочет применять такой механизм, в том числе в отношении даже своих депутатов. Почему? Да потому что этот механизм сделает депутатов более независимыми. В то же время даст возможность молодым незаангажированным депутатам доказать в округе, что они тоже на что-то влияют. При отсутствии этого механизма, происходит то, что происходит. Если вы у меня спросите, что я за 2 года сделал конкретного в округе, благодаря механизмам которые предоставлены депутату, то я могу это перечислить на пальцах одной руки - это установленные в конкретных местах фонари (за это благодарен некоторым райсоветам), 2 оборудованных "лежачих полицейских", определенное влияние на разрешение ситуации с ремонтом дороги в Центрально-Городском районе. Что-то другое? К сожалению, на данное время больше ничего нет. . Остальные результаты, в большей степени, результат работы меня как практикующего юриста, преподавателя, представителя громады города.

В существующих условиях меня такая зависимость не устраивает априори.

С другой стороны, сегодня у меня нет административной должности, как преподаватель я нахожусь на более низкой ступени, чем раньше, но зато я сплю спокойно и спокойно заполняю декларацию. Несмотря на относительность понятия свободы, я всегда ценил свободу в достаточном для меня объеме. В данный момент я и как адвокат, и как преподаватель, и как депутат горсовета являюсь в достаточно мере свободным для того, чтобы принимать решения, соответствующие моему внутреннему видению. Общаясь с коллегами, я честно смотрю им в глаза, потому что никто из них не может меня упрекнуть в чем-то. И хотя ошибки я, как и все, совершал, но каждое свое голосование я могу объяснить.

Думаю, что 2018 год для меня будет годом изменений, искренне надеюсь, что и для нашей страны так же, и изменения эти будут в лучшую сторону

Досье

Макаренко Александр Юрьевич

Кофе:   Эспрессо с небольшим количеством молока. Люди, отдающие предпочтение этому напитку натуры противоречивые. Они не склонны принимать поспешных решений. Прислушиваются к мнению других и поощряют инициативу. Не любят критики. Коммуникабельны, обладают ораторскими качествами. Хорошие психологи. Чрезвычайно добры к окружающим, не редко помогают там, где их об этом не просили. Любят быть в центре внимания и похвалу, хотя никогда этого не признают. Легко меняют свои решения.

Книга:  "Мастер и Маргарита"

Фильм:  Из последних - "Киборги"

Цвет:      Черный 

Хобби: когда-то это был рукопашный бой. Сегодня, когда есть время, туризм.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#кривойРог #новости #0564ua #александрМакаренко #интервью
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...