
Изменения в школьных программах: Том Сойер - менеджер, труды без гендерного разделения

Министерство образования и науки Украины обнародовало 40 обновленных учебных программ для 5-9 классов. Главные изменения - ориентация на результат обучения, а не на содержание, внедрение компетентностного подхода и сквозных содержательных линий.
Как сообщается на сайте МОН, на первое место программ вынесены ожидаемые результаты учебной деятельности ученика, то есть: какие компетентности должны формироваться у ребенка при изучении определенной темы. В таком случае учителю не нужно концентрировать все внимание на содержании материала: он имеет четкие ориентиры в виде 10 компетенций и их компонентов, опираясь на которые, он строит свою работу.
При обновлении начата работа по формированию сквозных содержательных линий, которые будут проходить через все предметы и позволят формировать у ребенка ключевые компетентности, интегрировать знания о мире, опираясь на содержание учебного материала. Пока детально прописаны четыре из них, которые соответствуют четырем ключевым компетентностям из десяти, определенных Концепцией Новой украинской школы: «Здоровье и безопасность», «Предприимчивость и финансовая грамотность», «Гражданская ответственность», «Экологическая безопасность и устойчивое развитие». Этот перечень не является исчерпывающим - и будет пополняться в дальнейшем.
Скажем, в пределах сквозной линии «Предприимчивость и финансовая грамотность» учащиеся узнают, как правильно формировать свой бюджет, делать сбережения, инвестировать или брать кредит. И изучать это не только на уроках математики или информатики, но и языка, литературы и даже биологии. Например, в 5-м классе во время чтения произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера» обращаем внимание на «менеджерские способности» главного героя, который превратил неприятную работу по покраске забора на яркий и эффективный «предпринимательский проект».
Ключевые изменения в программах
Большое внимание разработчики программ уделили тому, чтобы информировать коллег и общество о том, какие изменения произошли. По каждому предмету создано лаконичное описание ключевых изменений, с которым можно ознакомиться на сайте МОН (https://goo.gl/jRqrwC).
В украинском языке все творческие работы теперь будут иметь выразительное практическое направление. К примеру, дети будут писать произведения, которые не «оторваны» от реальной жизни, а по той же финансовой грамотности или экологической безопасности, да еще и в формате эссе - его добавили как обязательный вид работы. Также в программу включены рекомендованные виды работ, которые учитель выберет по своему усмотрению.
В украинской литературе во всех классах частично перераспределены количество часов на изучение произведений. Так, в 5 классе изъято по 2:00 на изучение народных сказок и загадок, пословиц и поговорок, зато добавлено по часу в творчество Василия Симоненко, Леонида Глебова, Зиркы Мензатюк и Евгения Гуцало.
Из предмета «История» для 5 класса вместо программы, состоящей из определенных исторических очерков, создали программу начального курса «Введение в историю». Благодаря работе с этим материалом учащиеся узнают об истории как науке, как составляющей жизни общества. Кроме того, эксперты представили вариант для синхронизированного изучения курсов истории Украины и Всемирной истории. Последовательность изучения тем предложена для 7, 8 и 9 классов.
Многие вопросы в ходе онлайн-обсуждение касалось осовременивания части программных текстов новыми авторами.
Из предмета «Иностранные языки» ожидаемые результаты обучения впервые четко выписаны в соответствии с Общеевропейскими Рекомендациями по языковому образованию. Так, определено, что после 9 класса ученики ОУЗ, которые изучают первый иностранный язык, достигают уровня А2 +, ученики специализированных школ с углубленным изучением иностранного языка - В1, а те, кто овладевает вторым иностранным языком - уровня А2.
Обновлен перечень видов спорта для уроков физической культуры. В частности, добавлены 7 новых возможных модулей - регби, корфбол, петанк, фехтование, военно-спортивные игры, степ-аэробика и чирлидинг.
Трудовое обучение - отныне не будет обязательного разделения по гендерному принципу: каждый ученик сможет выбирать тот вид деятельности, который ему нравится. И вообще, школьники будут изучать не отдельною технологию и выполнять четко определенные в ее пределах задания, а создавать проекты, которые будут сочетать различные технологии. Каждый проект должен иметь практическую ценность. Поэтому сначала дети будут определять будущий проект в соответствии с потребностью, потом планировать, как будут его делать, какие средства для этого необходимы, и постепенно создавать.
В рамках программы «Основы здоровья» учащиеся будут больше узнавать о безопасном поведении в Интернете и соцсетях. А вместо большого объема теоретического материала будет больше практических работ и занятий вне класса.
В ходе онлайн обсуждений много нареканий было на чрезмерную загруженность курса по математике. Поэтому был изъят «лишний» материал, уменьшен объем громоздких вычислений и преобразований, а большинство задач получит практическое содержание. Еще одно важное изменение - изменение хронологии изучения материала таким образом, чтобы он согласовывался с другими предметами.
Информатика. Учащиеся ранее будут изучать компьютерную графику (6 класс), текстовый процессор (8-й), создание и публикацию веб-ресурсов (8-й). Зато для 9 класса добавлены 3D-графика и основы базы данных.
Проблему перегруженности решали и в курсе биологии: 40% материала по каждой теме выделено в опционное обучение. Это значит, что определенные элементы содержания, которые являются необязательными, но содержатся в отпечатанных учебниках, например, история исследования определенных объектов, могут изучаться по выбору учителя. Фактически каждая тема по биологии предусматривает выполнение детьми мини-проекта: каждый ученик в течение учебного года должен принять участие хотя бы в одном из них.
Более академической свободы - больше доверия учителю
В целом же учитель получил гораздо больше автономии и свободы выбора в организации образовательного процесса. Например, он может самостоятельно определять объем часов на изучение отдельной темы и менять порядок изучения тем в рамках класса, а также формировать тематику учебных проектов, лабораторных работ.