
Татьяна Крипак: Взносы в школах и детсадах благотворительные и на них не должны делать директору натяжной потолок
Первый месяц учебного года подходит к концу. Во всех школах и детских садах уже провели собрания, рассказали родителям о "самом основном" - благотворительных фондах, различных взносах и определили суммы, которые необходимо ежемесячно приносить в учебное учреждение. Проблема взносов поднимается каждый год, возникает уйма вопросов: на что тратят деньги, кто их должен собирать и кто должен решать, сколько денег платить, каким образом определяют что в первую очередь необходимо купить в школу или детский сад?
Корреспондент 0564 все эти вопросы задал временно исполняющей обязанности начальника управления образования и науки Татьяне Крипак.
- Татьяна Петровна, расскажите, пожалуйста, о благотворительных взносах в учебных учреждениях. Все сталкиваются с просьбой, так сказать, сдать деньги на улучшение материально-технической базы школы или детского садика. Кто эти деньги должен собирать и каким образом - в руки или на карточку? На что родители должны обращать внимание, когда директор или классный руководитель просто называет сумму, которую они должны сдать?
- Благотворительные взносы являются благотворительными. Само название говорит о том, что они ни в коем случае не должны быть принудительными или благотворительными в кавычках. Раз это все идёт благотворительность, то ни директор, ни учителя ни в коем случае не должны этих денег касаться даже руками, даже мысленно. Ни в коем случае не должны храниться ни у директора, ни у учителей деньги. Только у родительского комитета. Поэтому говорить о том, что директор или классный руководитель определил какую-то сумму – это, по крайней мере, незаконно.
Если такие случаи есть, я всегда ко всем обращаюсь через телевидение, через наш официальный сайт: Если есть такие случаи, когда родителей заставляют или говорят им, что если не сдашь, то твоему ребёнку будет что-то, то обращайтесь к нам, мы всех услышим.
У нас есть случаи, когда уволили директоров, заведующих именно за то, что они неправильно себя вели в определённые моменты именно с этими деньгами.
Поэтому только родители сами определяют, кто из родительского комитета будет заниматься этими сборами. Потому что не может учитель собирать эти деньги, не должен он это делать
Всех директоров предупреждаю на всех совещаниях, что они несут персональную ответственность за все нарушения, которые будут в этом моменте.
- В Кривом Роге часто обращаются в Управление образования и науки с жалобой на поборы?
- Вся проблема в том, что когда родители пишут о таких фактах, то эти все обращения в основе своей анонимные. И поэтому есть одна сторона анонимная, когда кто-то пишет о том, что с меня требуют деньги, и есть вторая сторона –родительский комитет школы, директор. И когда мы выходим рассмотреть это анонимное обращение, и директор, и классный руководитель, и родительский комитет говорят: «Нет, у нас такого нет». И, собственно говоря, мы не можем просмотреть и четко отследить это, без человека, который скажет: «Вот этот сказал мне сдать, иначе будет мне плохо». Таких случаев очень мало.
Скажем так, поймать за руку очень тяжело в этих моментах. Невозможно 360 учреждений одновременно отследить. Собственно говоря, Управление образования не имеет полномочий в проведении следственных действий. Поэтому все те факты, которые мы выявляем, естественно, мы не оставляем без каких-либо своих вмешательств: без предупреждений и наказаний.
Еще раз мы всех руководителей обязали под подпись ознакомить всех учителей с тем, что ни в коем случае педагогический коллектив не занимается этими деньгами. Самый оптимальный вариант был бы в данной ситуации – открытие счетов.
- Известно ли вам, что в Кривом Роге в каком-либо учреждении открыт подобный счет?
- Есть у нас такие случаи. Не буду говорить номер детсада, но один я конкретно видела своими глазами. У них висит объявление на детском саду, что "вот наш расчетный благотворительный счет, уважаемые родители, если есть желание, вы можете на этот счет перечислить деньги".
Когда я начала говорить с родителями, не с родительским комитетом, а с родителями, то они ответили, что действительно, с них никто не собирает наличные средства, нам вывесили этот счет и мы туда перечисляем деньги.
- Это очень удобно для родителей.
- Да, удобно. Нет каких-то моментов, что «деньги потерялись» или не туда были потрачены. Это прозрачнее. Но, с другой стороны, процесс покупки чего-то он растягивается во времени.
- Почему? Ведь если родители покупают, допустим, в детский садик холодильник, то какая разница, каким образом оплатили товар? Его в любом случае, потом дарят детскому саду.
- В этом случае, так и есть, но ведь есть потребности, которые необходимо оплатить «здесь и сейчас», что-о экстренное.
- Кто может снимать деньги с этого расчетного счета?
- Тот, кто открыл – родительский комитет.
- Этими деньгами может распоряжаться каждый член родительского комитета или его глава?
- Нет, это же не личный счет. Это должен быть договор на оказание определенных услуг. Вот, например, порыв трубы произошел. Нужно найти организацию, которая готова работать по безналу (деньги со счета не снимаются, они не обналичиваются), это должен быть договор с родительским комитетом «на устранение порыва трубы» или на что-то другое.
- В таком случае, если есть расчетный счет, то у детского садика или школы нет наличных средств для устранения непредвиденных чрезвычайных ситуаций?
- Да, я думаю, что родительскому комитету удобнее все-таки работать с наличкой, чем с безналом. Естественно, перечисление денег по безналу это более отслеживаемый процесс, это более некоррупционный процесс. Те же родители могут обвинить других родителей в том, что они неправильно потратили деньги. Через расчетный счет таких обвинений не может быть, все видно зашло 100 гривен, 100 гривен зачислено.
Я говорила, что если есть такой благотворительный счет, то на этом счету могу быть зачисления под определенный вид закупки. Например, администрация учреждения обращается к родителям, как это и должно быть, составляет план развития учебного учреждения, где прописано, что в 2016/2017 годах мы хотим попросить родителей с их помощью сделать определенный перечень чего-то. Это не натяжной потолок в кабинете директора. Это должно быть то, что улучшит комфорт пребывания детей в учебном заведении. Это может быть какая-то техника, это может быть какой-то линолеум, это может быть мел, мыло, вода (питьевая детям). Родители сами должны решить, что надо их детям. А потом уже целенаправленно собирают деньги .
- Где обязаны публиковать информацию о том, куда были потрачены эти взносы? Как родители могут отследить средства, которые они передали для улучшения условий детей в школах, а в итоге закупились очередные шторы в актовый зал или лавочки в столовую?
- Мы должны понимать, что руководитель учреждения имеет право говорить только о бюджетных деньгах, о тех деньгах, которые ему дает государство и местная власть, то он абсолютно может и не знать, сколько денег было собрано родительским комитетом. Родительский комитет должен отчитываться за те деньги, которые ему принесли родители.
- Какая может быть у них форма отчета?
- Во-первых, это может быть сделано на родительских собраниях. Но, не у всех есть возможность на них ходить, а у некоторых нет и желания. Такие родители не принимают никакого участия в жизни школы. А потом где-то с высокой трибуны берутся комментировать все это: «Все плохо и туда я ходить не буду». Надо ходить, задавать вопросы родительскому комитету: «А почему по 30 гривен сдаем? Почему не по 130 гривен?» В любом случае, это должно решаться коллегиально.
Вторая форма отчета – на сайтах учреждений чтобы руководители дали возможность руководителям родительских комитетов проводить отчеты.
- Вести колонку на официальном сайте школы?
- Или колонку, или какой-то файл с отчетом прикреплять.
- А как быть с первоначальным взносом в детские сады? Кто определяет сумму этого взноса?
- Законодательно нигде не прописаны никакие первоначальные взносы. На сегодняшний момент законодательно прописано – электронная регистрация в детский сад. Всем родителям рекомендую – родился ребенок, сразу же его вносите в электронную очередь. Хорошо, что демографические показатели сейчас идут вверх, но нового строительства у нас сейчас нет. Ничего не строится нового, стараемся сохранить старое.
На сегодняшний день наполняемость садов у нас 107%. При этом, в некоторых садах есть недозаполненность, есть сады, где списочный состав – 150%.
Но, при этом, я возвращаюсь к тому, что никаких вступительных взносов никто не имеет права требовать. Поэтому родители, которым заведующие или воспитатели говорят о вступительных взносах, должны понимать , что это есть незаконно. Потому что действительно есть случаи, когда приходят родители, а им говорят: «купите нам что-то». Я понимаю, что это не покупается заведующей или воспитателю домой, это покупается для детского сада. А с другой стороны, для нормального функционирования детского сада выделяются деньги из местного бюджета. Выделяются, действительно есть финансирование. Чаще всего просят деньги на обновление материально-технической базы – холодильник, оборудование, но если деньги просят на натяжные потолки, то це вже занадто, а що занадто, то нездраво. Если просят на очередные шторы или какие-то модные жалюзи, то это не то, что улучшит пребывание ребенка в садике, это просто чтобы все было «кукольно».
Второй момент по детским садам. Мы все понимаем. Что как в школе, не выделяются деньги на покупку тетрадок для детей, ручек, карандаше, красок, пластилина, мыла, моющего средства. Это не прописано в законодательной базе. Если нигде это не прописано в нормативах, то из городского бюджета на это не могут быть выделены деньги. Мы все понимаем, что есть такая проблема, но нам сразу зададут вопрос: на каком основании вы выделили на это бюджетные деньги? Родители должны об этом знать и понимать, что вот эти товары им надо будет купить для своего ребенка самим.