Совет общественного контроля НАБУ (СОК НАБУ) призвал президента Зеленского растолковать сферу ответственности НАБУ и указать, что по поводу коррупционных преступлений, которые не входят в компетенцию НАБУ, надо обращаться в Национальную полицию Украины, Государственное бюро расследований и Службу безопасности Украины.
"Если Президент хочет помочь правоохранительным органам в борьбе с коррупцией, предлагаем ему рассмотреть вопрос универсальной горячей линии для сообщений о коррупционных правонарушениях", - говорится в сообщении пресс-службы СОК НАБУ.
Так СОК НАБУ отреагировал на обращение президента Украины, опубликованное 23 сентября на его Facebook-странице.
Напомним, в видеообращении Владимир Зеленский призвал звонить на горячую линию НАБУ по поводу всех видов коррупции.
СОК НАБУ отмечает: Национальное антикоррупционное бюро Украины не расследует все коррупционные преступления.
Детективы Бюро занимаются уголовными коррупционными правонарушениями, совершенные высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и составляют угрозу национальной безопасности.
Из-за ложной информации о полномочиях Бюро горячая линия НАБУ будет перегружена звонками о нарушениях, которые не являются подследственными органу.
Такие действия главы государства могут привести к дестабилизации работы Бюро и вызвать шквал негатива населения в связи с тем, что большинство граждан не являются специалистами в Уголовном процессуальном кодексе Украины и полностью доверяют словам президента. Следовательно, граждане будут требовать от органа расследования дел, которые ему не подследственны.
СОК напоминает, что детективы Бюро осуществляют досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 191, 206-2, 209, 210, 211, 354 (в отношении работников юридических лиц публичного права), 364, 366-1, 368, 368-2, 369, 369-2, 410 Уголовного кодекса Украины, с учетом условий, определенных частью 5 статьи 216 УПК Украины, а именно:
1) преступление совершено:
Президентом Украины, полномочия которого прекращены, народным депутатом Украины, Премьер-министром Украины, членом Кабинета Министров Украины, первым заместителем и заместителем министра, членом Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольного комитета Украины, Председателем государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, Председателем Фонда государственного имущества Украины, его первым заместителем и заместителем, членом Центральной избирательной комиссии, председателем Национального банка Украины, его первым заместителем и заместителем, членом Совета Национального банка Украины, секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первым заместителем и заместителем, Постоянным Представителем Президента Украины в Автономной Республике Крым, его первым заместителем и заместителем, советником или помощником Президента Украины, Председателем Верховной Рады Украины, Премьер-министром Украины;
государственным служащим, должность которого относится к категории "А";
депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатом областного совета, городского совета городов Киева и Севастополя, должностным лицом местного самоуправления, должность которого отнесена к первой и второй категориям должностей;
судьей Конституционного Суда Украины, судьей суда общей юрисдикции, народным заседателем или присяжным (во время выполнения ими этих функций), Председателем, членами, дисциплинарными инспекторами Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председателем, заместителем Председателя, секретарем секции Высшего совета юстиции, другим членом Высшего совета юстиции;
прокурорами органов прокуратуры, указанными в пунктах 1-4, 5-11 части первой статьи 15 Закона Украины "О прокуратуре";
лицом высшего начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, высшего состава Национальной полиции, должностным лицом таможенной службы, которому присвоено специальное звание государственного советника налогового и таможенного дела III ранга и выше, должностным лицом органов государственной налоговой службы, которому присвоено специальное звание государственного советника налогового и таможенного дела III ранга и выше;
военнослужащим высшего офицерского состава Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, Национальной гвардии Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины;
руководителем субъекта крупного предпринимательства, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов;
2) размер предмета преступления или причиненного им вреда равен или превышает сумму пятисот прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на момент совершения преступления (960500 с декабря 2018) при условии, если преступление совершено должностным лицом государственного органа, правоохранительных органов, воинского формирования, органа местного самоуправления, предприятия, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов;
3) преступление, предусмотренное статьей 369, частью первой статьи 369-2 Криминального кодекса Украины, совершено в отношении должностного лица, определенного в части 4 статьи 18 Уголовного кодекса Украины или в пункте 1 настоящей части.
"Кроме того напоминаем, что статьей 383 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о совершении преступления", - говорится в сообщении СОК НАБУ.