
"Преимущество следует предоставить законопроекту 13531": эксперты проанализировали все 3 законопроекта о восстановлении независимости НАБУ и САП

В ответ на общественное давление после принятия противоречивого Закона № 4555, значительно ограничившего независимость НАБУ и САП в пользу усиления роли Генерального прокурора, парламент и президент зарегистрировали три альтернативных законопроекта для восстановления автономии антикоррупционных органов.
Чем отличаются законопроекты? Какие недостатки имеет каждый из законопроектов и какой из них наименее противоречив? Ответы на эти вопросы читайте в анализе Центра политико-правовых реформ (ЦППР) .
Депутатские законопроекты №№ 13531 и 13531-1
Как отмечают в ЦППР, депутатские законопроекты №№ 13531 и 13531-1 почти идентичны и предлагают возвращение в редакции Уголовного процессуального кодекса (УПК) и Закон «О прокуратуре», которые действовали до принятия Закона 4555. Единственное отличие состоит в том, что № 1 обязаны пройти аттестацию порядке, предусмотренном Кабинетом министров Украины. В случае отказа от прохождения этой процедуры или ее непрохождения такой работник увольняется. Целесообразность и цель ее проведения ad hoc остается непонятной, ведь в НАБУ действует Управление внутреннего контроля, в частности, уполномоченное проводить служебные расследования, мониторинг образа жизни работников НАБУ, а также проверять обстоятельства, связанные с нарушением ими стандартов и принципов нравственного поведения.

Президентский законопроект №13533
Президентский законопроект 13533 хотя и возвращает независимость НАБУ и САП, но оставляет широкие полномочия Генерального прокурора: предоставлять обязательное для выполнения письменное указание руководителю любого органа досудебного расследования, чтобы получить материалы уголовного производства, в том числе и Бюро экономической безопасности (БЭБ). Если руководитель органа досудебного расследования или следователь не выполнит указание прокурора, это дает основания для передачи производства другому органу. Правда, это правило не распространяется на НАБУ. Это полномочие внедряет (а, по сути, восстанавливает с постсоветских времен) надзорную функцию Генерального прокурора по любым уголовным производствам, усиливает централизацию в органах прокуратуры.
Также Президент предлагает, чтобы споры о подследственности в уголовном производстве, которое может относиться к подследственности БЭБ, решал Генеральный прокурор (лицо, исполняющее его обязанности). Эта норма может быть сбалансирована в случае назначения независимого руководителя БЭБ.
Кроме того, в случае принятия законопроекта 13533, в Законе «О прокуратуре» могут остаться упрощенные процедуры назначения на должность прокурора на время действия военного положения, а также возможность уволить прокурора в случае, если он не дал согласие на назначение на вакантную или временно вакантную должность или перевести на такую должность в другое наличие вакантных должностей Мы уже указывали на недостатки этих положений, они создают условия для наполнения органов прокуратуры менее профессиональными, но более лояльными власти прокурорами и не исключают коррупционную составляющую.
Впрочем, следует отметить, что они будут оказывать негативное влияние как на органы прокуратуры в целом, так и на САП, поскольку упрощенные процедуры назначения на должности (без опыта работы и конкурсов) и основания для увольнения, которые, по сути, являются инструментом давления на прокуроров, будут распространяться и на антикоррупционное подразделение.
Как мы отмечали ранее, суммарные изменения в Закон «О прокуратуре», введенные Законом № 4555, фактически закрепили ручное управление прокуратурой, ослабили независимость прокуроров, частично нивелировали результат реформы прокуратуры, которого удалось достичь.
Также в президентском законопроекте есть положения, предлагающие проведение полиграфологических исследований работников НАБУ, САП, БЭБ, Офиса Генпрокурора, Государственного бюро расследования, Нацпола, имеющих допуск к государственной тайне, на предмет связи с государством-агрессором. Такая процедура имеет ряд недостатков, в частности – не научно доказанной и может нарушать право на уважение достоинства, которое предусматривает невозможность проведения медицинских, научных или любых других опытов относительно человека без его свободного согласия (ч. 3 ст. 28 Конституции Украины).
Сомнительным кажется и предложение Президента запретить всем работникам НАБУ выезжать за границу, кроме случаев служебных командировок. Это ограничение распространяется только на работников, которые забронированы на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти. Это может создать условия для дополнительного контроля над работниками антикоррупционного органа и усложнить их работу в рамках международной правовой помощи, а также нарушить их права, например, в случае необходимости получения лечения за границей.
Законопроекты №№ 13531, 13531-1, 13533 предлагают исключить из УПК дополнительное основание для несанкционированных обысков, которое противоречило Конституции и предоставляло возможность прокурорам, дознавателям и следователям безотлагательно изымать доказательства в помещениях без определения суда. Однако это положение как в первичной редакции, так и в редакциях, предлагаемых законопроектами, требует корректив, поскольку Конституцией предусмотрено, что гарантия неприкосновенности жилья без определения суда может быть нарушена только в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц. Но УПК вместо термина «преступление» используется термином «уголовное правонарушение», который охватывает также уголовные проступки (наименее тяжкие уголовные правонарушения).
Вывод
"Таким образом, все три законопроекта, безусловно, будут способствовать восстановлению независимости НАБУ и САП, однако законопроекты 13531-1 и 13533 нуждаются в доработке, особенно законопроект 13533 в части положений, которые могут использоваться как инструменты давления на другие органы досудебного расследования, прокурор. которых исключает возможность принятия законопроекта в один день за основу и в целом (ч. 4 ст. 102 и ч. 2 ст. 114 Регламента Верховной Рады Украины).
Следите за новостями в Telegram .
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook .
Читайте нас на Google News