
"Удар по боеспособности армии" и "перекладывание ответственности за собственные просчеты", - как оценили законопроект 8271 Бутусов и Санта

Законопроект 8271 об уголовной ответственности военнослужащих за невыполнение приказа нанесет ужасный удар по боеспособности армии, не будет выполняться и приведет к провалу работы с личным составом во время войны.
Об этом пишет в Facebook главред "ЦензорНЕТ" Юрий Бутусов.
По его мнению, принятие законопроекта 8271, за который проголосовало большинство Верховной Рады, нанесет ужасный удар по боеспособности армии.
"Если президент Зеленский подпишет этот опасный законопроект 8271, он не просто не будет выполняться, наоборот, он усилит ложь в отчетности и резко уменьшит управляемость и организацию войск. Но закон об усилении дисциплины остро необходим, поэтому надо после ветирования немедленно принять более совершенный закон", - отмечает Бутусов.
Журналист объяснил, что предлагает законопроект 8271 для военнослужащих фактически:
1. Согласно Уголовному. кодексу: за неповиновение, невыполнение приказа, угрозу или насилие в отношении начальника, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, самовольное оставление поля боя во время боевой задачи или отказ во время боя действовать оружием - от 3 до 12 лет тюрьмы.
2. Согласно административному кодексу: за злоупотребление властью, превышение полномочий, халатное отношение к службе, бездействие, нарушение правил боевого дежурства, нарушение правил обращения с оружием, употребление алкоголя, наркотиков, повреждение военного имущества, самовольное оставление места службы - штрафы до 2 тысяч необлагаемых минимумов или гауптвахта до 15 суток.
Указанный законопроект должен решить следующие проблемы:
1. Самовольное оставление боевых позиций, невыполнение приказов в бою.
2. Дезертирство или уклонение от службы, что приводит к массовому несоответствию штатного состава и фактического боевого состава.
3. Нарушение дисциплины и потеря имущества и вооружения, за которые нет адекватной ответственности и быстрого механизма взыскания.
4. Начисление боевых выплат нарушителями и дезертирами, тысячи отказников получают по 100 тысяч боевых выплат.
Как отмечает Юрий Бутусов, эти вопросы действительно критически важны и решать их остро необходимо.
В то же время он объясняет, почему принятая редакция закона вредна и не будет работать на определенные цели:
"1 Во время массовой мобилизации, когда многие военнослужащие не имеют минимальной подготовки и компетентных командиров, указанные нарушения воинской дисциплины совершают тысячи военнослужащих, и подавляющее большинство - по объективным причинам. Большинство нарушителей, проявивших слабость или ставших жертвами обстоятельств, могут попасть под суд и покинут фронт, хотя могли бы воевать, если бы кто-то изучил их проблемы. В марте - мае в ОТГ "Север" (командующий - генерал Д. Красильников), было более 1000 "отказников", но проанализировав ситуацию, Красильников поставил ВСП Луганской области задачу по работе с людьми, в результате чего все эти люди после грамотных действий ВСП в течение нескольких недель вернулись в строй, под суд отдали из 1000 нарушителей только 10, которые были признаны действительно недобросовестными.
2. А кто будет расследовать и выносить приговоры по тысячам тяжких уголовных дел? Власть не подумала, что в Украине отсутствует... военная юстиция! У нас нет военных судов. Военная служба правопорядка не имеет полномочий полиции. Проводить следствие на фронте во время активных боевых действий в отношении вооруженных людей должны также вооруженные военнослужащие, поскольку им надо фактически становиться активными участниками боевых действий, постоянно рисковать жизнью, выезжать на боевые позиции. А как иначе установить факты? ГБР и ОГПУ сейчас просто не имеют таких функций и таких полномочий. Без специализированных военных судов приговоры будут зависать длительное время, а гражданские суды будут оправдывать многих из тех, кого захотят наказать новым законом, поскольку следствие не сможет обработать этот вал криминала.
3. В ВСУ отсутствует система послеоперационного анализа по стандарту НАТО, то есть качественная и быстрая экспертиза командных решений, и поэтому определить, какие события обусловлены действиями противника, а какие обусловлены преступными намерениями в большинстве случаев просто невозможно. В таких условиях ответственность за нарушение приказов значительно повысит количество лжи в оценке обстановки, и снизит ответственность, потому что теперь глупые приказы можно будет прикрывать уголовным делом, а искажение данных можно объяснить товарищам желанием спасти личный состав от незаслуженного наказания.
4. Главная проблема командиров ВСУ это не наличие уголовного наказания для нарушителей дисциплины и "отказников", а невозможность быстро от них избавиться из подразделения! Авторы законопроекта не обратили внимание на этот ключевой момент. Потому что пока приговор не вступит в законную силу, все эти нарушители будут продолжать числиться в части, и могут еще и вернуться в случае оправдания. То есть с командиров и с коллективов не снимается основное бремя".
Журналист предлагает собственное видение решения проблем, о которых говорится в законе:
"Что делать?
1. Необходимо создать полноценную военную юстицию - ВСП должна получить полномочия военной полиции, должны быть созданы военные суды и военная прокуратура и следствие (из военнослужащих), как это было в 2014-2019 годах.
2. До того как выдвинуть мобилизованным неподготовленным неподготовленным людям обвинения, для начала их надо направить в фильтрационное подразделение для дознания, в большинстве случаев после разбора ситуации наказание не требуется. А для злостных нарушителей надо создать дисциплинарные подразделения на фронте, чтобы те, кто действительно предает товарищей не отсиживались в тылу в камере, а находились на фронте и занимались тяжелым трудом, например, на строительстве оборонительных сооружений, и рисковали вместе со всеми на второй линии.
3. Ввести в ВСУ After action review - послеоперационный анализ, по стандарту ТС25-20 армии США. В армии должно строиться доверие, командиров надо учить на ошибках, а не наказывать за что-либо. Уголовные дела должны возбуждаться только если послеоперационный анализ и выводы участников операции укажут на преступный характер действий определенных военнослужащих. Потому что большое количество неопытных или не соответствующих своим должностям командиров - это не меньшая угроза, чем невыполнение их приказов.
4. Упростить процедуры отчисления и перевода военнослужащих из подразделения в фильтрационное подразделение по приказу командира. На период служебного расследования расследования военнослужащий лишается всех дополнительных выплат, которые должны компенсироваться если его вины нет и он возвращается в строй. Если же возбуждается уголовное дело, военнослужащий лишается всех выплат.
5. Любые наказания не смогут сделать армию боеспособной, если не будет немедленно введена интенсивная система боевой подготовки, не менее 8 недель для солдата, и 4 недели для сержанта. Недопустимо, что государство пытается наказывать уголовными сроками в 12 лет граждан, но не способно обеспечить даже две недели начальной военной подготовки для значительной части мобилизованных. Боеспособность - это не тюрьма, это доверие, братство и лидерство.
Присоединились к обсуждению закона и военные.
"Очень похоже в таком формате, на перекладывание ответственности за собственные просчеты и недоработки", - пишет о принятой редакции закона в соцсети Владимир Регеша, который более известен по своему позывному - Санта - воин-доброволец, ставший живой легендой фронта, предлагая сначала проверить на элементарную адекватность тех, кто отдает те распоряжения на местах, "потому что иногда есть большие сомнения в обычной нормальности командира, который посылает на верную смерть подчиненных, говоря: Мне, если шо, еще мобиков пришлют...".
"Может, сначала наладить эффективную работу КББ (контрбатарейной борьбы)? Потому что ничего так не поднимает боевой дух пехоты в окопах, как понимание, что ты прикрыт, и в этот танчик, что две-три недели разбирает с одного и того же места твою позицию безнаказанно, хоть когда-то кто-то попадет.
Может, сначала, перед отправкой на передовую, с личным составом будут наконец действенно работать военные психологи? И не отправлять сюда паникеров, больных, глупых, чтобы потом не судить их.
Таких "может" слишком много.
Патриотизм часто куда-то исчезает, после первого же "прихода" рядом, после вида кишок собрата, смерти ближнего. Так же часто, солдат не виноват в том, что отошел с превращенной в воронку и залитой кровью позиции, несмотря на приказ "держаться любой ценой". Эта цена слишком высока, и платить ее именно обычному солдату - часто необученному, слабо вооруженному, не подготовленному морально, физически, тактически. Именно его телом часто прикрывают рубежи, где должна была бы работать техника", - добавляет Санта.
Напомним, Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный поддержал соответствующие изменения в законодательство.