"Нарушение прав и дискриминация": из-за введения "Укрзализныцей" верификации пассажиров в "Дия.Подпись" активисты обратились к омбудсмену, - ЗАЯВЛЕНИЕ

С 1 августа Укрзализныця вводит обязательную верификацию лица через Дию. Подпись для приобретения или возврата билетов на ряд популярных маршрутов. В то же время покупка через кассы на эти рейсы будет недоступна.

"...Цифровая трансформация необходима и должна служить человеку. Но когда она внедряется без учета правовых и социальных последствий – то обуславливает риск нарушений прав человека и принципов, гарантированных Конституцией и международными стандартами", - говорится в заявлении ОО "Минзмин" в Facebook .

Активисты отметили, почему инициатива "Укрзализныци" вызвала у них серьезные оговорки.

Это связано с:
  • Нарушением права на свободу передвижения (ст. 33 Конституции)

Каждый имеет право свободно передвигаться по территории Украины. Внедрение обязательной верификации через единый цифровой инструмент фактически создает барьеры для части граждан, которые не могут или не желают использовать цифровые сервисы. При отсутствии надлежащей альтернативы (кассового обслуживания) это ограничивает физическую возможность воспользоваться транспортом.

  • Нарушением принципа недискриминации (ст. 24 Конституции Украины)

Не у всех граждан есть смартфоны, надлежащие цифровые навыки или доступ к интернету. Она лишает равного доступа к транспортным услугам пожилых людей, лиц с инвалидностью, малообеспеченных, внутренне перемещенных лиц, а также сознательно избегающих цифровой идентификации с учетом религиозных или личных убеждений.

  • Нарушением принципа добровольности обработки персональных данных (ст. 6 Закона Украины "О защите персональных данных")

Отсутствие альтернативной формы подтверждения личности фактически заставляет пользователя соглашаться на обработку персональных данных через определенную государственную платформу. Такой подход противоречит принципу добровольного и осознанного согласия.

  • Углублением цифрового неравенства

Цифровая трансформация не должна преобразовываться в цифровую сегрегацию. Введение единственного способа верификации исключает из круга пользователей значительную часть населения – особенно уязвимые группы. Это прямо противоречит принципу цифровой инклюзии. К тому же в случае технического сбоя или нестабильного интернет-соединения гражданин гарантированно теряет доступ к сервису.

  • Исключением альтернатив — нарушение принципа «человек в центре цифровизации»

"Европейские стандарты цифрового управления, к которым стремится Украина, предусматривают сохранение офлайн-альтернатив для каждой цифровой услуги. Человек должен выбирать удобный для себя формат, а не вынужденный приспосабливаться к единому техническому сценарию", - подчеркнули в ГО.

Также добавили, что в связи со сложившейся ситуацией они обратились к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрию Лубинцу и предлагают альтернативные, правомерные и инклюзивные решения:

  • Сохранить возможность покупки билетов также и в кассах.
  • Предоставить альтернативу для тех, кто не пользуется Действием — например, верификацию через документы или мобильных операторов.
  • Провести публичные обсуждения с правозащитниками, цифровыми экспертами и омбудсманом.
  • Определить четкую цель тестирования и его временные рамки с гарантией недискриминационного доступа к услугам после завершения.

"Цифровизация – это инструмент, а не самоцель. Он должен служить человеку, а не подчинять его техническим алгоритмам. Команда Минсмин готова оказать экспертную поддержку во внедрении действительно инклюзивных, удобных и правозащитных цифровых решений в сфере транспортных услуг", - заявили "минзминовцы".

Напомним, с 1 августа, чтобы купить или вернуть билеты на определенные внутренние поезда, пассажиры должны верифицировать личность через Дия. Подпись.

Следите за новостями в Telegram .

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook .

Читайте нас на Google News