Во-первых, надо определить для себя, обладаете ли вы нужными навыками и имеете ли хотя бы примерное представление о том, как устроена автоматическая коробка скоростей. Также нужно убедиться, что в наличии есть все приспособления и инструменты, которые могут понадобиться в процессе ремонта.

Пошаговая инструкция по ремонту АКПП

Все поломки и неисправности в работе «автомата» можно разделить на три группы:

  • Электронные системы. Сюда можно отнести неисправности электрической проводки, выход из строя датчиков и т. д.
  • Механические поломки. Они возникают из-за механического разрушения шестерён, барабана и т. д.
  • Гидравлика. Гидравлические неисправности - результат выхода из строя соленоидов, заклинивания клапанов, разрушения насоса или понижения давления.

Проще всего выявить механическую неисправность: это можно сделать в домашних условиях. Если же поломка возникла в электронной системе управления, её сложно обнаружить без компьютерной диагностики. Поэтому на данном этапе неизбежно обращение за помощью к профессионалам, и ремонт в любом случае уже не будет бесплатным.

Компьютерная диагностика позволяет обнаружить, в чём заключается неисправность и касается ли она электрики. Если же причина поломки находится не в электронной части, это тоже станет известно благодаря диагностике. Обнаруженную проблему следует устранить по возможности максимально быстро, потому что эксплуатация автомобиля с повреждённой коробкой передач может стать причиной гораздо более серьёзных проблем.

Если по результатам компьютерного тестирования станет ясно, что с электрикой всё в порядке, значит, нужно проверить, имеются ли в коробке передач поломки механического типа. Во-первых, надо посмотреть на масло: оно должно быть прозрачным, чистым, не иметь посторонних запахов и не содержать чужеродных примесей. Если состояние масла нельзя назвать нормальным, это можно означать только одно: имеется механическая неисправность. В таком случае ремонт АКПП возможен только путём демонтажа. Заранее нужно приобрести всё необходимое:

  • фильтр;
  • масло;
  • комплект прокладок.

Это должно быть в наличии в любом случае, независимо от того, вышла ли какая-то деталь из строя. Если же коробка будет разобрана и станет ясно, что некоторые комплектующие требуют замены, значит, их тоже придётся покупать.

Когда станет ясно, к какому типу относится поломка, можно приступать к основной части ремонта.

Ремонтные работы должны проводиться в гараже, оснащённом ямой. Также в наличии должна быть лебёдка и оборудование, необходимое в таких случаях.

Важный момент: заранее стоит найти хороший магазин или интернет-магазин автозапчастей, так как в процессе ремонта без них не обойтись. Ведь даже при замене отработанного масла на новое приходится покупать как минимум масло, а помимо него, прокладки и фильтр АКПП. А уж если предполагается полноценный ремонт, обязательно потребуется ремкомплект. Он может включать в себя манжеты, фрикционы, прокладки, стальные диски, сальники и другие комплектующие. Надо знать, какой именно ремкомплект подходит для того или иного типа коробки передач, и определить это, не прибегая к демонтажу, может только специалист.

Помимо перечисленного, придётся приобрести шестерни, барабан и ещё множество деталей. Что именно потребуется - опять-таки, сможет точно сказать лишь мастер, а человеку, который ни разу не занимался ремонтом трансмиссии, будет трудно разобраться во всём этом самостоятельно. Какие детали надо купить, непрофессионалу станет ясно уже в процессе ремонта. Как вариант - можно воспользоваться специализированной литературой. Кстати, «книжки» заслуживают отдельного разговора.

Сейчас в свободном доступе имеются всевозможные инструкции, пособия, учебники и мануалы по ремонту различных типов автоматических трансмиссий. Но такие пособия помогают лишь тогда, когда человек понимает, как устроена коробка передач на его автомобиле и каков принцип её работы. Поэтому начинать нужно не с поиска пособий по ремонту, а с поиска мануалов, в которых рассказывается об устройстве и принципах работы конкретного типа АКПП. При этом неоценимую помощь окажут сообразительность и смекалка.

Последний важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Любой, кто впервые берётся за ремонт АКПП, должен осознавать, что присутствует риск неудачи, и он достаточно велик. Конечно, отрицательный опыт тоже ценен, но стоит ли ставить эксперименты на собственной машине? Конечно, есть возможность благополучного исхода, но может получиться и так, что после непрофессиональных действий стоимость ремонта окажется в три раза выше, чем она была бы изначально.

По этому поводу очень метко высказался посетитель одного из автомобильных форумов. Далее приводится цитата.

«Чтобы достичь успеха, надо обладать руками хирурга, железными нервами, иметь хороший инструмент, располагать чистым, чуть ли не стерильным помещением, уметь обходиться без тряпок, отлично знать матчасть и иметь выход на хороших поставщиков автомобильных запчастей. Если есть сомнения хотя бы в одном пункте, не стоит рисковать...»

Конечно, это может показаться преувеличением, но лучше реально смотреть на вещи.