• Головна
  • Александр Поль: открытие Кривбасса
10:17, 30 травня 2015 р.

Александр Поль: открытие Кривбасса

Александр Поль родился 20 августа (1 сентября) 1832 г. в селе Малоалександровка (ныне с. Полевское, Верхнеднепровский район Днепропетровской области) в семье подпоручика Николая Ивановича и Анны Павловны Поль (в девичестве — Полетика).

В 1850 г. он окончил Полтавскую гимназию в числе лучших учеников — с серебряной медалью. Отец отправил его учиться в Дерптский университет. В 1854 г. Александр окончил курс обучения со степенью кандидата дипломатических наук и вернулся домой.

К тому времени его родители умерли. Согласно завещанию имение деда Ивана переходило в наследство старшему брату А.Поля — Петру, а прочее имущество было отписано малолетним сестрам — Ольге, Марии и Юлии. Александр же практически ничего не получил из семейного состояния.
Однако в 1857 г. Александр Николаевич Поль — недавний студент, оставленный без наследства — купил 1350 десятин земли возле сел Александрополь и Приют.

Сразу же возникает вопрос: откуда у Александра Николаевича деньги?

ВЫГОДНОЕ ХОББИ

Этот вопрос всегда интересовал исследователей. Да, у Поля могли быть деньги, но не столько же! И если это не наследство, не взятки (откуда?) и не выигрыш в карты или лотерею, то вполне вероятно, что речь идет о кладе.

Надо сказать, что мать Александра Анна Павловна была праправнучкой сестры гетмана Павла Полуботка. И нет никаких сомнений, что еще в детстве, слушая рассказы бабушки и мамы о знаменитых предках, запорожских казаках, Александр проникся запорожской романтикой. Будучи мальчиком, он, по его собственным словам, лазил по всем чердакам и чуланам дома своей бабки, отыскивая разные предметы древности. Да и по окончании университета занялся не службой, а историей и археологией.

«Окончил я курс наук, вернулся в родные степи, взял в руки палочку и пошел пешком осматривать могилы, городища и урочища», — вспоминал позже Александр Николаевич.

Забегая наперед, скажем, что он исходил бывшие земли Войска Запорожского вдоль и поперек, от Тавриды до Екатеринослава. И не безрезультатно. Один из его современников вспоминал, что англичане Полю «предлагали за его коллекцию древностей, кроме запорожского отдела, 200.000 серебряных долларов».

Итак, Александр Поль был очень успешным археологом, действительным членом Одесского общества истории, членом-корреспондентом Императорского московского археологического общества. Но, похоже, одновременно Поль был неимоверно удачливым кладоискателем. Наверняка он искал знаменитое золото Полуботка, которое логичнее было спрятать в Великой Степи, а не тянуть через пол-империи в Архангельск, опасаясь быть схваченным по дороге. И, вполне вероятно, он его таки нашел.

Впрочем, я бы не стал занимать время читателей рассказом о кладоискательстве, пусть и весьма успешном.

Гораздо интереснее всем будет узнать, КАК Александр Николаевич распорядился найденными богатствами.

ОТКРЫТИЕ КРИВОГО РОГА

В 1861 г. Екатеринослав (ныне — Днепропетровск) представлял собой обычный провинциальный город с одной приличной улицей — Екатерининским проспектом. На плаву его поддерживал лишь статус губернского города.

Однако буквально через несколько лет ситуация кардинально изменилась. И «виновником» этому был Александр Николаевич.


legendi_5

Летом 1866 г. во время одной из своих экспедиций на правом берегу реки Саксагань в Дубовой балке, что под селением Кривой Рог (ныне это территория города), он обнаружил выход железной руды. Так как Поль в свое время изучал минералогию, он заинтересовался и отправил (за свой счет, заметим!) найденные образцы в Горный департамент и Санкт-Петербургский политехнический институт. Анализы показали, что в криворожской руде содержится до 70% железа (!). Для подтверждения этого, опять на личные средства, он нанял немецких горных инженеров Л. Штрипельмана и К. Гартунга.

И что? Да хоть бы что! Российская бюрократия даже не почесалась.

Екатеринославский губернатор В. Д. Дунин-Барковский на обращение Поля отвечает: «Ваши проекты не что иное, как fata morgana». А исправник Верхнеднепровского уезда Браиловский на запрос Горного департамента пишет: «...его затея относительно криворожской руды маниакальна...».

Поль неоднократно обращался к имперскому правительству с просьбой заняться добычей богатой железной руды или хотя бы создать акционерное общество с частью государственного капитала, но министр государственного имущества все отмалчивался. Сам Поль еще в 1873-1875 гг. на свой страх и риск заключил три соглашения об аренде не пригодных для обработки земель (18600 десятин!) для добычи руды сроком на 85 лет. То есть добыча еще не началась — а Полю нужно платить аренду.

Полю было понятно, что без железной дороги, соединяющей Криворожский железорудный и Донецкий угольный бассейны, руда и уголь никак не сольются в промышленном экстазе.

После долгого уламывания и доказывания очевидной пользы (в этом вопросе Поля поддержало Екатеринославское земство) правительство сдалось, и 22 апреля 1875 г. проект железной дороги был «высочайше» утвержден. Следует заметить, что Полю удалось добиться проведения «чугунки» не через Александровск (ныне — г. Запорожье), а именно через Екатеринослав. Но началась очередная русско-турецкая война 1877-1878 гг., и строительство железной дороги отложили.

Поль осознавал, что возникает некий замкнутый круг. Пока не начнется добыча железной руды, железную дорогу строить не будут. И при этом само правительство заниматься добычей руды не желает. Но где найти инвестора, который взялся бы за добычу, причем (пока не построят дорогу) изначально убыточную?!

«Нет пророка в своем отечестве». В 1880 г. Александр Николаевич едет в Париж, один из тогдашних финансовых мировых центров, и создает там «Закрытое акционерное общество железных руд Кривого Рога». Полю удалось уговорить местных толстосумов поучаствовать в предприятии: акционерами стали Mokta-el-Hadid, Societe General и даже сам директор «Сталеплавильного Общества для флота и железных дорог Франции» Пьер-Луи де Монгольфье. Техническим директором общества был избран Альфонс Паран, директорами-распорядителями и представителями в Кривом Роге — А. Поль и С.Яницкий, директором производства — горный инженер С.Конткевич.

В уставе новосозданного общества, утвержденного русским правительством 15 мая 1881 г., Поль указывает французский капитал в размере 5 миллионов франков как основной. Но заметим: крупнейшим акционером общества был сам Поль, его доля составляла 25%. Да и как лучше убедить людей рисковать, вкладывать деньги в некое предприятие, как не собственным примером? Как показали дальнейшие события, это были все его наличные деньги.

В те времена, как и ныне, правительство испытывало пиетет перед иностранными инвестициями. И начало «шевелить булками», лишь когда узнало, что в дело вошли сами французы!

В 1881 г. началось долгожданное строительство Криворогской железной дороги (именно так тогда писали; позже дорога была переименована в Екатерининскую). Дорога протянулась от станции Ясиноватая до станции Долинская, её общая длина (с заводскими и рудничными ветками) составила 523 километра. Главной задачей дороги была «перевозка железной руды и других минеральных богатств местности близ местечка Кривой Рог».

Стоимость Криворогской железной дороги была немаленькая — 30,9 млн. рублей. В 1884 г. она была введена в эксплуатацию, а уже на второй год начала приносить прибыль — редкий случай для тогдашних железных дорог!

Хотя в этом не было ничего удивительного. «Закрытое акционерное общество железных руд Кривого Рога» начало добычу руды задолго до пуска железной дороги, и получилось, что работало практически в убыток.

Например, в 1883 г. на руднике «Саксаганский» сотней рабочих было добыто 1500 тысяч пудов руды, а вывезено для переработки менее 80 тысяч. Т. е. до открытия Криворогской железной дороги добытая руда практически никуда не отправлялась, а складировалась. А вот за неполный 1884 г. — год открытия движения по Криворожской железной дороге — из Кривбасса было вывезено сразу 2 100 тысяч пудов железной руды.

А ведь, кроме разведывания и добычи железных руд, Поль попутно занимался добычей графита для нужд металлургической промышленности (два рудника у с. Мироновка Александровского уезда Херсонской губернии) и аспидного сланца для строительства (у с. Покровское недалеко от местечка Кривой Рог).

В 1890 г., в год смерти Александра Николаевича, Криворожский бассейн занял первое место в России по добыче железной руды, а Екатерининская железная дорога — первое место по объему перевозок. Промышленный рост благоприятно влиял и на развитие окрестных городов. Например, за 25 лет, с 1885 г. по 1900 г., население Екатеринослава выросло с 47 тысяч до 180 тысяч!

Увы! Несмотря на явные экономические успехи, сам Александр Николаевич испытывал материальные трудности. Еще ранее для финансирования нужд общества он вынужден был заложить свое поместье в селе Александрополе, но не смог выкупить. В результате в июне 1887 г. оно было продано на торгах в правлении земского банка Херсонской губернии в Одессе. Еще Полю пришлось продать усадьбу в Дубовой Балке, где он жил, и переехать в небольшой одноэтажный дом в Екатеринославе, купленный на оставшиеся деньги. А первые дивиденды «Закрытое акционерное общество железных руд Кривого Рога» выплатило только в 1889 г., за год до смерти отца-основателя: прибыль общества превысила 7 % к стоимости акций, и акционерам впервые выплатили по 5 % дивидендов. Но эти деньги уже не смогли существенно поправить материальное положение семьи Полей. В то же время единственный сын Александра Николаевича Борис был неизлечимо болен чахоткой и, несмотря на лечение за границей, через несколько лет умер.

Александр Николаевич скоропостижно скончался 26 июля 1890 г. от разрыва сердца. Свою уникальную коллекцию, которую он так и не продал, Поль завещал жене Ольге Семеновне и сыну Борису.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#кривойРог #деньГорода #александрПоль
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...