На  беременности матка значительно увеличивается в своих размерах. Движения ребенка становятся уже более ощутимыми. Иногда у беременных может возникать одышка (или усиливаться, если она появилась на более раннем сроке), связано это с тем, что ребенок уже настолько подрастает, что для вдоха у будущей матери (а именно для раскрытия легких) становится все меньше места. Одышка пройдет (или уменьшится) где-то за 4 недели до родов, когда плод с маткой опустятся в область малого таза.

Период становления органов чувств у плода. Он способен различать некоторые запахи, обладает чувством вкуса, зрительным восприятием. Малыш не просто слышит, но и различает звуки — как те, которые окружают его постоянно (сердцебиение матери, перистальтика ее кишечника, пульсация пуповины), так и те, которые поступают из вне. Есть данные, что ребенок лучше различает низкие звуки, а значит голос отца. С этого возраста можно “обучать малыша”. Давайте ему слушать музыку, разговаривайте с ним, приучайте к определенному ритму жизни, закаливанию. Получайте радость и удовольствие от общения с малышом.

Среди всех шумов малыш все-таки выделяет ритмичное биение материнского сердца. И пока этот ритм не прыгает, малыш чувствует себя в безопасности. После рождения плачущий ребенок быстро успокаивается, когда мать берет его на руки и, прижимая к левой груди, дает ему послушать знакомую мелодию сердца.

В эти месяцы ребенок накапливает подкожную жировую клетчатку.

Наступает решающая стадия в развитии коры головного мозга. Семимесячный малыш чувствует боль, он реагирует почти так же, как доношенный ребенок.

На протяжении всей беременности плод тесным образом связан с материнским организмом и живет по законам функционирования сложной системы: “мать – плацента – ребенок”. Каждое звено этой системы работает не только на себя, но и на своих партнеров. На заключительных этапах беременности плод уже не целиком зависит от матери и плаценты. Многие необходимые ему биохимические вещества он вырабатывает сам (гормоны роста, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы, ферменты). В это время малыш формирует свой специфический обмен веществ. Однако до полной самостоятельности ему еще далеко, окружающая среда продолжает на него активно влиять.