Рейтинг прозрачности закупок в городах Украины

Использование системы закупок Prozorro – индикатор готовности к переменам, нацеленности на реформы и маркер наличия коррупции.

Эксперты Громадського Контроля сравнили прозрачность городских советов по закупкам через систему Prozorro. Для этого создали рейтинг городов на основе нескольких параметров. Ранее мы делали подобный рейтинг по областям и областным государственным администрациям (ОГА).

Среди городов наибольшую открытость в закупках демонстрируют городские советы Мариуполя, Никополя, Днепра, Чернигова, а также Киевская горадминистрация (КГГА).

1 укр infogr-11.jpg


Самый «закрытые» горсоветы, которые стараются не допускать «не своих» поставщиков товаров и услуг в сферу городских закупок – это областные центры Ивано-Франковск, Одесса, Черкассы, Кропивницкий (Кировоград) и Харьков. Среди городов, которые не являются областными центрами закрытостью для бизнеса отличились Бердянск, Золотоноша, Кременчуг и Энергодар.

2 укр infogr-10.jpg

Как мы считали?

Общий рейтинг города состоит из нескольких показателей.

1. Первый показатель — это процент конкурентных торгов (то есть тех, которые прошли через процедуру электронных торгов) в общей массе городских тендеров. Чем больше процент конкурентных торгов, тем больше желание местной власти открывать рынок своих закупок для бизнеса.

infogr-03.jpg

72% конкурентных торгов приходится на КГГА (Киев) и городские советы Днепра и Мариуполя. Остальные 40 принимавших участие в анализе городских советов в сумме проводят лишь 28% конкурентных торгов.

infogr-04.jpg

2. Второй показатель — это соотношение конкурентных и неконкурентных ( то есть тех, в которых заказчик просто выбрал поставщика в ручном режиме) торгов. С этим показателем аналогичная ситуация — чем выше процент, тем более открыта власть для бизнеса. Города-лидеры по этому показателю — Желтые Воды, Днепр, Мариуполь, Павлоград, Киевская горадминистрация. А замыкают рейтинг Бердянск, Ивано-Франковск, Одесса, Энергодар и Харьков.

infogr-02.jpg

3. Третий показатель — средняя стоимость одной закупки. Логика здесь такова — чем меньше средняя стоимость закупки, тем ниже порог, от которого местная власть использует процедуру открытых торгов, а значит — больше желание властей открывать свой рынок. Стоит помнить, что на этот параметр негативно влияют крупные строительные работы по городам. Тем не менее, лидеры здесь — Никополь, Павлоград, Житомир, Мариуполь и Тернополь. В аутсайдерах — городские советы Одессы, Харькова, Черкасс, Ивано-Франковска и Кропивницкого (Кировограда).

infogr-05.jpg

Дисквалификации:

как чиновники пытаются задушить конкуренцию?

Отдельно эксперты ГромКонтроля построили рейтинг городских советов по дисквалификациям в ходе закупок через Prozorro (этот параметр не учитывался в общем рейтинге.). Он показывает, насколько прозрачно в городах проводят закупки через Prozorro. Показатель рассчитан как отношение общего количества дисквалификаций к количеству закупок (в процентах). Чем ниже процент, тем меньше дисквалификаций и, соответственно, меньше различных претензий и споров между бизнесом и местной властью.

infogr-07.jpg

Относительно неплохая ситуация  по этому показателю в Мариуполе, Желтых Водах, Терновке, Северодонецке, Покрове. В этих городах дисквалификаций менее 20%. Худшие показатели имеют Херсонский и Черкасский городские советы: там показатель дисквалификаций - более 70%.

Объем закупок в денежном выражении: много не значит прозрачно

Еще один рейтинг — общий объем закупок в денежном эквиваленте. Он учитывался при расчете средней стоимости одной закупки в городах. По этому показателю первые места занимают КГГА (Киев), Днепр и Мариуполь.

infogr-06.jpg

Затем идут Харьков и Одесса. Стоит помнить, что у всех этих городов довольно большие бюджеты, однако, если посмотреть на среднюю стоимость закупки, то Харьков и Одесса занимают последние места в рейтинге, что говорит скорее о закрытости, чем об открытости закупок этих городов для малого и среднего бизнеса.

Похожая ситуация и в Ивано-Франковске. Здесь объем закупок горсовета в денежном эквиваленте в два раза меньше, чем у городского совета Никополя. При этом население Никополя в два раза меньше чем Ивано-Франковска.

Это исследование показывает, что многие городским советам еще стоит много работать со своими структурами, чтобы сделать закупки прозрачными и бизнес в это поверил.

Данное исследование представлено ОО «Платформа Громадський Контроль» в рамках проекта Украинская инициатива укрепления общественного доверия (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )